Что такое шринкфляция
Покупатели привыкли, что молоко продается объемом один литр, гречку фасуют по одному килограмму, а в плитке шоколада должно быть непременно 100 граммов и ни граммом меньше. Однако все чаще на упаковках можно встретить цифры, которые отличаются от канона. Редакция сайта «Мои финансы» рассказала, что такое шринкфляции.
Что такое шринкфляция или даунсайзинг
Поход по магазинам стал настоящим квестом. Молоко, вроде бы, продается в тех же упаковках, но на этикетке указаны 970, 930, 925 и чаще всего 900 мл. То же касается круп, сливочного масла, соков, шоколада и даже кормов для домашних питомцев.
Такое явление называется шринкфляцией (от англ. shrink – сжиматься), или даунсайзингом (от англ. down – вниз и size – размер). Такая ценовая стратегия подразумевает снижение веса или объема при неизменности цены и часто внешнего вида товара.
Явление зародилось в США в середине 70-х годов прошлого века, когда в стране сочетались экономический спад (падение ВВП, рост безработицы, снижение доходов населения и т.д.) и рост цен – инфляция. Позднее со шринкфляцией познакомилась Европа, а затем и другие страны.
Почему продукты «худеют»
Шринкфляция – это иллюзия. Чтобы сохранить у покупателя ощущение, что он берет с полки тот же товар, что и прежде, производители, продавцы и маркетологи проявляют недюжинный креатив. Они скашивают прямые углы коробки с соком, плитку шоколада делают чуть тоньше, а бутылку лимонада преображают с помощью выпуклого дна.
С непрозрачными упаковками ситуация обстоит и того проще: в пачку помещают меньше продукта - покупатель же все равно ничего не увидит. Таким же образом поступают с сыпучими товарами. Определить на глаз, сколько в пачке гречки – 1 кг или 900 гр., – представляется довольно сложной задачей.
К шринкфляции прибегают для того, чтобы сохранить видимость ценовой стабильности. Когда себестоимость товара растет, у предпринимателя есть четыре варианта:
повысить цену,
оставить все, как есть и начать меньше зарабатывать,
сохранить цену, но при этом снизить качество продукта,
сохранить цену, но снизить вес или объем товара.
Маленький товар – большая коробка
Бывает и такое, что производитель изначально делает ставку на солидную упаковку. Такое поведение можно заметить у производителей шоколада, косметических средств, витаминов и т. д. Чтобы дорогой товар купили, нужно создать у покупателя иллюзию, что заветного продукта много и его хватит надолго.
К примеру, в большой и красивой упаковке может прятаться довольно скромный тюбик с кремом для рук, а в эффектной коробке – всего 100-200 гр. конфет, хотя с легкостью поместился бы целый килограмм. Человек часто покупает глазами – этим и пользуются маркетологи, которые делают ставку на внешний вид товара, а не на его содержимое.
Часто жертвами маркетинговых хитростей становятся те, кто покупает товары на популярных маркетплейсах. При выборе товара онлайн у человека нет возможности пощупать его и понять, что внушительная на вид коробка с зефиром по ощущениям легковата. Результат – разочарование после получения заказа у курьера.
Как покупать выгодно?
Чтобы не попасться на уловки, нужно следовать главному правилу: не верь глазам своим. Большая коробка – не равно много конфет, а бутылка молока за 72 рубля не обязательно выгоднее той, что продается за 75.
Многие магазины начали указывать на ценниках стоимость продукта за килограмм или 100 гр. Это довольно удобно при сравнении двух конкурирующих позиций. Если же такой опции нет, то придется считать самостоятельно. Формула следующая.
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter