Что такое «серебряная экономика»
Старшее поколение нередко остается на задворках экономической жизни, при том что сегодня наблюдается уверенный рост пожилого населения, а значит, компании будут активнее взаимодействовать с возрастной аудиторией. Деловой издание «БКС Мир инвестиций» рассказало, что такое «серебряная экономика» и почему она важна.
Серебряная экономика — совокупность видов экономической деятельности, связанных с потребностями и интересами граждан старше 50 лет. Этот термин появился по мере увеличения количества пожилого населения в развивающихся странах. Для появления серебряной экономики характерны такие события:
Происходит демографический сдвиг — в структуре населения доля пожилых растет, а значит, общество вынуждено искать новые подходы к удовлетворению их потребностей.
На фоне прироста старшего поколения экономика сталкивается с новыми вызовами — например, нужно откуда-то брать деньги на развитие пенсионной системы, медицинской помощи, социального обслуживания и прочего.
Старшее поколение обладает богатым жизненным опытом, навыками и ресурсами, которые можно использовать на благо общества.
Так, по прогнозам ВОЗ, в 2050 г. число людей старше 60 лет в мире вырастет вдвое по сравнению с 2019 г., до 2,1 млрд человек. В то же время население старше 80 лет и вовсе утроится — с 157 млн в 2022 г. до 459 в 2050 г. По мере роста количества представителей зрелого населения нагрузка на молодых работников будет увеличиваться, поэтому важно, чтобы старшее поколение продолжало экономическую активность.
Многие часто связывают быстрое старение населения и продолжительность жизни с негативными последствиями для экономики. Однако создание благоприятных условий для пенсионеров должно позитивно сказаться на ней. Для этого необходимы:
Повышение качества жизни и благосостояния пожилых. У старшего поколения должна быть возможность участвовать в культурном, образовательном и прочих аспектах жизни. Таким образом пенсионеры не потеряют социальные связи, смогут проявлять активность и чувствовать себя нужными.
Развитие услуг для старшего поколения. Необходимо создание разнообразия медицинских, социальных, образовательных, туристических и прочих услуг, которые были бы доступны для старшего поколения и закрыли его потребности.
Создание технологий. Старшее поколение часто бывает далеким от технологий, так как не понимает, как ими пользоваться. Инновации и развитие технологий, направленные на возрастное поколение, помогли бы ему идти в ногу со временем и оставаться активными даже дома — например, продолжать работу, связываться с близкими, следить за здоровьем и прочее.
Поддержка профессий, которые помогают пожилым. В сферах по оказанию помощи старшему поколению часто не хватает работников либо их зарплаты не соответствуют нагрузке. Справедливые условия труда здесь могли бы сильно упростить ситуацию.
Бизнес мог бы обратить внимание на потенциал серебряной экономики. Все вышеописанные пункты — пробелы в нишах, которые свободны для предпринимателей. Например, здесь можно создать компанию по предоставлению сиделок или организации культурных событий для пожилой аудитории, спортзалы для пенсионеров и образовательные курсы. И это лишь несколько примеров. Так, при должном подходе общество могло бы прийти к экономическому росту и благополучию.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter