Что будет делать правительство для упрощения работы бизнеса
Одна из приоритетных задача правительства для либерализации экономики – это внедрение системных мер по комплексной либерализации экономики с учетом снижения доли участия государства в экономике и развития равной конкуренции. Премьер-министр Олжас Бектенов, отвечая на запрос депутатов мажилиса, сообщил, что для развития конкуренции на рынках топливно-энергетического комплекса планируется обеспечить увеличение объемов биржевых торгов нефтепродуктами, обеспечить равный доступ частных поставщиков нефти к услугам переработки нефти, принять меры по дерегулированию цен на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов и другие меры.
На рынке транспорта и связи планируется внедрить конкурентную модель рынка грузовых железнодорожных перевозок, завершить передачу в конкурентную среду одного сотового оператора АО «Казахтелеком», высвободить радиочастотный спектр в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в сеть 5G и другое.
На продовольственных и социальных рынках будут внедрены встречные обязательства при предоставлении мер субсидирования субъектам агропромышленного комплекса, стимулировать развитие отечественных производителей лекарственных средств и медицинских изделий, усовершенствовать систему жилищных строительных сбережений и сократить участие государства на рынке ипотечного кредитования.
Для повышения конкуренции на банковском рынке, открытия новых банков и расширения доступности банковских услуг для населения и субъектов предпринимательства планируется принять меры по либерализации законодательных требований по открытию дочерних иностранных банков и филиалов иностранных банков, расширению перечня разрешенных видов операций для филиалов иностранных банков и другое.
В области регулирования закупок, оказания мер государственной поддержки и биржевой торговли предлагается внедрить принципы «желтых страниц» при проведении государственных закупок, сократить перечень юридических лиц, определенных законами, у которых осуществляется закуп товаров, работ и услуг из одного источника.
В сфере антимонопольного регулирования планируется законодательно внедрить институт коллективных исков, направленных на возмещение ущерба (вреда) неограниченному кругу лиц (потребителям), декриминализировать нарушения законодательства в области защиты конкуренции и другие.
Для проведения эффективной приватизации и развития квазигосударственного сектора предлагается провести анализ деятельности действующих государственных предприятий и юридических лиц, определить и законодательно закрепить концептуальные подходы государственного участия в предпринимательской деятельности.
В рамках обновления налоговой политики запланировано внедрение новых подходов по совершенствованию специальных налоговых режимов (СНР). Так, в проекте Налогового кодекса пересматривается ряд налоговых режимов, в том числе с включением новых, а именно «Платформенная занятость» и СНР с использованием мобильного приложения (с упразднением патента).
«Пользователями режима «Платформенная занятость» будут являться физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Доход в месяц – не более 1 миллиона тенге, ставка налога – 4% (1% - индивидуальный подоходный налог, 3% - социальные платежи). При СНР с использованием мобильного приложения ставка налога составит 4% (1% - индивидуальный подоходный налог, 3% - социальные платежи). По СНР для крестьянско-фермерских хозяйств с целью эффективного использования земель дополнительно вводится минимальный налог в размере не ниже 500 тенге/га, по СНР на основе упрощенной декларации, порог по доходу остается прежний (177,5 миллионов тенге в год), будут пересматриваться условия», - сообщил премьер.
В планах правительства на 2024 год - проведение анализа деятельности действующих государственных предприятий и юридических лиц с участием государства на предмет целесообразности участия данных предприятий на товарных рынках. Предполагается также определить и законодательно закрепить концептуальные подходы государственного участия, в том числе за счет субсидиарного участия государства на товарных рынках с низким уровнем конкуренции и предложения; временного участия в субъектах рынка, за исключением стратегических и социальных объектов; а также по созданию экономических условий для эффективной приватизации.
Продолжится работа по усилению защиты прав предпринимателей и улучшения ведения бизнеса. Премьер сообщил, что дополнительные требования, препятствующие незаконному преследованию бизнеса, уже заложены в законопроект по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов (запрет на начало расследования на основании заключения штатного специалиста органа уголовного преследования; при наличии гражданско-правового спора; при обжаловании актов налоговой службы; а также при полном добровольном погашении начисленных налогов). В настоящее время, этот законопроект уже находится на рассмотрении парламента.
Кроме того, на Координационном совете по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью при генеральной прокуратуре, выработана единая позиция о расследовании Агентством по финансовому мониторингу (АФМ) мошенничеств, самоуправств и финансовых пирамид, совершенных субъектами бизнеса, и ведется работа над дальнейшей декриминализацией экономических преступлений, направленной на обеспечение баланса интересов государства и бизнеса.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter