Чем опасна гиперответственность на работе
Работать с ответственным человеком спокойно и надежно. Он всё делает вовремя, держит слово, умеет просчитать риски, знает, где сам был виноват и готов исправлять ошибки. Готовность брать ответственность за других быстро выводит человека в лидеры. В целом, ответственность - это признак «взрослости», поэтому ответственные воспринимаются как наиболее зрелые и готовые к руководству людьми и задачам повышенной сложности, даже если им всего 20 лет, пишет издание ICAREER.
Когда ответственность перед работодателем оказывается выше ответственности перед самим собой, человек получает множество неприятных последствий в виде хронической усталости, нехватки времени на себя, ухудшения здоровья, тревожности, раздражительности и конфликтов. Стремление отвечать за всё вокруг, при этом, неспособность поддерживать свои базовые жизненные потребности в здоровье, отдыхе и психологическом комфорте, является результатом нарушенного представления о личных границах. Такое поведение называют гиперответственным, но, по сути, оно не про ответственность, а про ее отсутствие.
Гиперответственность формируется в раннем детстве, когда ребёнок, не получая должной поддержки от взрослых, сам вынужден рано взрослеть и полагаться только на себя. Так бывает, когда родители:
слишком заняты своими делами
перекладывают на ребёнка свои заботы (например, следить за младшими детьми)
требуют «взрослого поведения» с пелёнок
К сожалению, такое ускоренное взросление приводит к тому, что фокус внимания смещается с собственных целей на цели других людей. Сложно идентифицировать свои чувства и желания, сложно говорить «нет» и определять границы в отношениях. Границы размыты настолько, что кажется: всё зависит только от меня, всё вокруг - зона лично моей ответственности и контроля.
Отсюда возникают:
Безотказность перед руководителем - готовность брать на себя очередные задачи, жертвуя личным временем на отдых
Завышенные требования и претензии к коллегам: «если я работаю 24/7, почему вы так не можете?!»
Тотальный контроль и микро-менеджмент, в первую очередь, в отношении подчинённых
Сложности с делегированием (привычка держать всё под личным контролем и делать самому)
Всё, что описано выше, блокирует развитие навыков, базово необходимых хорошему менеджеру: удерживать высокую вовлечённость, эффективно распределять ресурсы, вдохновлять и мотивировать команду, давать обратную связь, управлять конфликтами.
Поэтому первый руководящий опыт или первый большой проект часто бывает слишком болезненным - приводит к выгоранию, потери уверенности в себе, необдуманным карьерным переходам.
Согласно теории поколений, гиперответственность особенно свойственна поколению Х, родившимся в период с 1963 – 1983, но, конечно, это качество присуще и представителям других поколений.
Чтобы преодолеть гиперответственность, важно научиться отстаивать свои границы. Для этого нужно взять под контроль чувства-провокаторы: вину и тревогу.
Часто гиперответственностью страдают люди, которые обесценивают свои заслуги. Повысить уверенность в себе помогает анализ достижений и сильных сторон. Психологический аспект этой работы — принять свою безусловную ценность как личности, вне зависимости от статуса и рабочих достижений.
Тревожность за будущее — привычный синдром менеджеров, которые объективно вынуждены принимать решения в условиях неопределенности и больших рисков. Здесь также поможет анализ прошлого опыта, достаточно вспомнить самые сложные ситуации в жизни, с которыми вы успешно справились. Вы не можете предвидеть будущее, зато вы можете быть уверенными в том, что вам хватит талантов справиться с любыми вызовами.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter