Здоровье в тренде: какие стартапы принесут деньги инвесторам
- Как известно не каждая бизнес-идея может оказаться прибыльной, несмотря на уникальность и инновационность стартап-проекта. На ваш взгляд, проекты в каких отраслях экономики наиболее привлекательны для инвесторов?
- Наиболее популярно то, что связано со здоровьем, биотехнологиями и облачными технологии - все, что может оптимизировать огромные массивы информации. На каждом этапе нашей жизни есть какие-то вещи, которые выходят на первый план. Например, сейчас люди обеспокоены своим здоровьем, поэтому все, что связано с ним, - приоритет.
Кроме того, популярность сейчас приобретают технологии, которые помогают наладить коммуникацию между человеком и его домом, машиной, гаражом (интернет вещей - прим. LS). Разработчики думают о том, каким образом это связать, чтобы управлять жизнью стало проще. К примеру, чтобы человек не думал о том, что ему нужно купить на ужин - умный холодильник может самостоятельно отправить запрос в супермаркет и снять деньги с карты, а человеку останется лишь забрать продукты.
- Какие стартапы ищут иностранные инвесторы в Казахстане?
- Им всегда интересны глобальные и растущие проекты. Те, которые можно будет масштабировать и развивать по всему миру, а не на локальном рынке. Учитывая близость Казахстана к Азии, инвестору было бы интересно видеть в вашей стране именно такие проекты. Те, которые можно отработать изначально на казахстанском рынке, а после масштабировать на азиатском и двигаться дальше. Для этого стартапы должны смотреть дальше и не мыслить категориями «мой район, дом, страна». Все-таки нужно выходить и мыслить масштабами континентов и больших рынков.
Я бы сказала, что зарубежные инвесторы мало знают о Казахстане. Для того чтобы они познакомились со страной, должны проходить системные мероприятия, работать акселераторы и инкубаторы, которые бы развивали экосистему. Сейчас казахстанское стартап-движение находится на начальном этапе и должно пройти некий путь, чтобы иностранный инвестор заинтересовался.
Важно, чтобы инвестор был защищен юридически, если он работает с определенным стартапом. Ему важно понимать, в каком юридическом поле находится эта компания и где она оформлена. Инвестор задумывается, сможет ли он работать и инвестировать на территории Казахстана, как защищены его права, есть ли закон об интеллектуальной собственности.
Также стоит помнить о монетизации стартапа - зарабатывании денег. Стартап должен постоянно думать о том, как и на чем он будет зарабатывать, апробировать разные бизнес-модели. Если он не монетизируется, он неинтересен инвестору. Поэтому чем раньше стартап начинает зарабатывать деньги и показывать инвестору, что его бизнес-модель работает, тем быстрее инвестор будет готов вложить деньги в проект.
- Какой объем инвестиций готовы вложить инвесторы в казахстанские стартапы?
- Мы должны понимать, что на каждой стадии есть свои инвестиции. Есть начальная стадия проекта, когда речь идет о $5-10 тыс. на сборку прототипа. Потом следует стадия seed (сеять - прим. LS), когда стартапу нужно от $50 до 150 тыс. на запуск и маркетинг.
У каждого стартапа есть свои периоды. Поэтому мы не можем сказать, о какой сумме идет речь. Все зависит от того, на какой стадии находится стартап. Если мы говорим о таких инвесторах, как западные акселераторы и инкубаторы, то они будут рассматривать вложения от $30 до 100 тыс. в проекты, у которых уже есть продукт, показатели, рост и трэкшн (спрос на рынке - прим. LS). В стартапы на очень ранней стадии западные инвесторы не готовы инвестировать.
Отмечу, западным инвесторам абсолютно все равно, откуда стартап. Инвесторам всегда интересно, какой это продукт, какую решает проблему, насколько он может быть глобальным и что он принесет. Мир глобален и мир изменился.
При этом мнение о том, что казахские стартап-проекты менее привлекательные - ошибочно. Менее привлекательными являются бедные люди Камбоджи, бедных районов Индии и Китая, готовые работать за горсть риса. Я не видела еще ни одного казахстанского стартапера, готового работать за еду.
- Какие проблемы существуют у казахстанских проектов?
- У казахских стартапов мало опыта и отсутствует экосистема. Она только зарождается. Хорошо, что в Казахстане в становлении предпринимательства большую роль играет государство. Выделяются гранты, существует огромное количество программ. Но с другой стороны, тут небольшое количество предпринимателей, мало историй успеха и малое количество западных менторов.
Нужно обмениваться опытом с Долиной (Силиконовая долина в Сан-Франциско, США - прим. LS) и с тем же Израилем. Нужно ездить и смотреть, как это работает, чтобы взращивать дух предпринимательства. Проблем нет, но есть важные задачи: привозить людей и менторов, которые будут делиться своим опытом, нарабатывать опыт. Чем больше людей будет ездить в Долину, Германию, Сингапур, Малайзию, тем больше появится качественных продуктов и быстрее случится инновационный прорыв на рынке Казахстана.
- Ваш бизнес-акселератор занимается развитием проектов на ранней стадии на базе инновационной «фермы» в Украине. Планируете ли вы привезти казахстанские стартапы на дальнейшее развитие в Happy Farm?
- Мы планируем другую модель. Мы открываем тут представительство Happy Farm и будем работать в Казахстане по нашей бизнес-модели. Два месяца команды будут проходить акселерацию на территории Казахстана, месяц в США в Сан-Франциско. После этого мы будем инвестировать в эти команды и развивать их.
- Какие казахстанские стартапы уже работают на базе Happy Farm? Сколько длится «инкубационный» период стартапов на «ферме»?
- Мы вернемся к этому вопросу в ноябре. Тогда мы сможем сказать, какое у нас количество казахстанских стартапов и какие у них показатели и результаты.
Куралай АБЫЛГАЗИНА
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter