prodengi.kz

Какой финтех-стартап будет в спросе в Казахстане

Еще этой осенью Бизнес-инкубатор MOST совместно с Азиатским банком развития (АБР) при поддержке АО «Qaztech Ventures» запустил десятую Программу акселерации Central Asia ImpactTech Accelerator. А на прошлой неделе MOST осуществил проект Startup Socials Almaty, на котором подвел итоги прошедшего года, передает prodengi.kz.

Что такое  Startup Socials Almaty?

Startup Socials Almaty - это глобальное сообщество предпринимателей, которое объединяет и расширяет возможности профессионалов, работающих в стартап-экосистеме. Подобный формат уже с успехом прошел в США и России.

В Алматы вечер состоял из закрытой части Demo Day, где стартапы десятой Программы акселерации Central Asia ImpactTech Accelerator представили перед инвесторами свои проекты, а также из развлекательной части вечера: шоу Fireside chat - беседы известного бизнесмена и венчурного инвестора Мурата Абдрахманова и медиа-эксперта Маржан Ельшибаевой, и завершающей мероприятие экосистемной вечеринкой Startup Party.

Но возвращаясь к основной теме вечера - презентации проектов участников Программы акселерации, уточним, что Бизнес-инкубатор MOST отобрал 13 проектов (Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана).

«На Startup Socials Almaty выступали выпускники Программы акселерации с уже рабочими доработанными проектами из Казахстана. К каждой команде ранее MOST привлекал треккера, который отслеживал проект от «сырой» идеи до готовой бизнес-модели. На демодне стартаперы озвучили, какая помощь, в том числе финансовая, им необходима. Выступали они перед представителями международного фонда ADB Ventures (дочке АБР - прим.ред.) и 12 локальными инвесторами (частники, фонды и несколько бизнес-ангелов)», - рассказал директор Бизнес-инкубатора MOST Алим Хамитов.

Выпускники, по его словам, нацелены получить венчурные инвестиции как раз-таки от нового фонда ADB Ventures. И бизнес-инкубатор будет помогать им в этом. Пока все стартаперы Программы представлены для рассмотрения ADB Ventures, а уже в марте-апреле 2020 года, когда Фонд официально запустится, станут известны кандидаты на финансирование.

«Мы очень надеемся, что в итоге стартаперы и Фонд заключат две-три сделки. Это новый опыт, когда зарубежный фонд готов проинвестировать казахстанский стартап», - отметил Хамитов.

На вопрос prodengi.kz, изменился ли сейчас у бизнес-инкубатора MOST подход к рассмотрению потенциально успешных стартапов в Казахстане, Хамитов ответил:

«Как инкубатор мы будем дальше развивать эту экосистему через такие активности, как ивенты и образовательные сессии. Но сейчас мы больше акцентируем внимание на зрелых проектах. Под зрелыми имею в виду не действующий бизнес, хотя он нам тоже интересен, а стартапы, существующие меньше трех лет, но у ребят должен быть налицо прогресс, выручка. А мы в свою очередь им можем помочь с привлечением экспертизы, которая подскажет как быстрее расти. И второе отличие нового тренда MOST - мы уходим в вертикаль. На сегодня мы не берем все проекты подряд, а фокусируемся на запросе заказчика. Например, сейчас в рамках акселерации интересны четыре направления: технологии в туризме, здравоохранении, финансовом и аграрном секторах. Это то, что нужно для развития нашей страны, с точки зрения ADB Ventures. При этом у нас есть хорошие инструменты наставничества, как онлайн-треккерство. Если проект не в Алматы, допустим, мы можем приставить к нему ментора, который на протяжении восьми недель поможет ребятам понять, что из себя представляет их продукт и какие у него есть перспективы. Уже потом с доработанной идей, они могут приходить к нам», - рассказал Алим.

Также он объяснил, что MOST сейчас сфокусирован больше на IT-проектах, так как венчур больше заинтересован в этой сфере.

«IT-проекты легче масштабировать, выводить на зарубежные рынки, да и это сейчас глобальный тренд. Но к нам обращаются и традиционные предприниматели», - указал Хамитов.

Средний возраст участника последней программы акселерации - 35+ лет.

«Средний возраст, кто к нам обращается, в целом, составляет 30+. Студенты в основном приходят на короткие программы Startup Weekend, вдохновляются, и, к сожалению, не всегда доходят до конца. Есть проблема на рынке, заблуждение, что «деньги решают все», но порой стартаперам нужен всего лишь networking и экспертиза», - отметил глава MOST.

Все представленные в ходе Программы стартап-проекты это:

Egistic - онлайн-платформа по мониторингу посевных площадей с космических снимков (здоровье растительности, влажность почвы, вегетация).

MedElement - комплексное решения для внедрения цифровых сервисов в медицине и системе здравоохранения.

Pillowz - онлайн-платформа по аренде жилья.

Биогазовый комплекс - переработка отходов животноводческого комплекса с получением удобрений и биометана.

Saccess - мобильное приложение для владельцев арендной недвижимости для дистанционного и безопасного управления квартирами с помощью умных замков.

SuperMom Academy - сервис для клиник и врачей, мобильное приложение для беременных.

Kid security - мобильное приложение, позволяющее через телефон показывать на карте местоположение ребенка и историю его перемещений за день.

ТОП - автономный робот, который в реальном времени распознает сорную растительность и обрабатывает ее химикатами, исключая риск отравления посевной культуры и попадая только по сорнякам, экономя до 90% химикатов.

ASAD - аппаратно-программный комплекс скрининговой диагностики Диабетической Ретинопатии для не профильных специалистов.

TuraqShare - мобильное приложение, которое позволяет припарковаться быстро и удобно в любом крытом паркинге города. Собственники сдают в аренду свои парковочные места в жилых домах и бизнес центрах.

Banki.tj (Таджикистан) - онлайн-агрегатор страховых и финансовых услуг.

Aimak-taxi (Кыргызстан) - пассажирские междугородние перевозки. Внедрение информационных технологий специально разработанного программного обеспечения для безопасных перевозок пассажиров, для удобства и экономии времени и денег.

 

Сколько ADB Ventures готов выделить инвестиций для РК?

Как поделился консультант по развитию частного сектора представительства АБР в Казахстане Ерлан Хасенбеков, они пока только привлекают деньги в Фонд ADB Ventures, в том числе не только АБР, но и частных инвесторов, государственных фондов (других развитых стран).

«Фонд планирует запуститься в марте 2020 года, поэтому мы пока ни одного тенге не инвестировали в проекты. Но планируем потратить на развитие стартапов в Казахстане около 15% от общего денежного объема Фонда, направленного на развитие Центральной Азии (на первичном этапе это 60 млн долларов США, значит, на Казахстан и страны СНГ приблизительно могут выделить 9 млн долларов - прим.ред.)», - признался Хасенбеков.

«Мы понимаем, что развитие частного сектора и диверсификация экономики стран Центральной Азии сейчас как никогда важна. В некоторых странах-членах АБР (например, в Казахстане) имеется зависимость от ресурсов. Поэтому АБР поддерживает частный альтернативный сектор в регионе. Мы также развиваем те сферы, которые из-за нехватки времени и других приоритетов обделены государством. Например, экологии или гендерного равенства. Мы за то, чтобы в Казахстане появились возобновляемые источники энергии, наладилась высокотехнологичная переработка мусора или зародился стартап, который будет поддерживать женщин-предпринимательниц и поможет женщинам из сел получить доступ к качественным медуслугам», - привел он примеры.

По словам Хасенбекова, все отобранные стартапы акселерации MOST войдут в пул 60 рассматриваемых проектов ADB Ventures по региону, из них уже единицы будут выбраны для финансирования.

Какой стартап будет интересен бизнесменам?

В свою очередь в «Разговоре у камина» бизнесмен и венчурный инвестор Мурат Абдрахманов рассказал гостям вечера, что вкладывается только в те проекты, которые ему по-настоящему интересны и имеют, разумеется, коммерческие перспективы.

«Отмечу, что наши стартапы более локальные, в отличие от зарубежных. Поэтому они дешевле для инвесторов. Однако даже такие проекты нужно развивать, иначе на их место быстро придут зарубежные компании, которые закроют пустые ниши и обанкротят казахстанский оффлайн-бизнес. У государства пока нет понимания, что важнее развивать свои стартапы - это наше будущее. Мы от Эстонии даже 10% не занимаем по венчурному финансированию. Чтобы в Казахстане появился свой «единорог», нужна более мощная поддержка, реальные механизмы и госинвестиции. Пока государственные инвестиции - это лишь капля в море для наших IT-стартапов», - считает Абдрахманов.

Он также объяснил, почему некоторые стартапы «сдуваются».

«В 40% случаев убыточный проект никому не нужен, на него нет рыночного спроса (либо он появился слишком рано для рынка, либо слишком поздно), в 30% - недостаток инвесторов для идеи», - утверждает Абдрахманов.

Идеальный возраст для стартапера, по мнению бизнесмена, 28-35 лет. Так как у человека уже имеется опыт в работе и бизнесе, а также энергия работать над своим проектом.

Кроме того, Абдрахманов ответил на вопрос, что выгоднее, привлечь венчурное инвестирование или взять кредит в банке.

«Самые дорогие инвестиции - это деньги инвесторов. Выгоднее порой взять беззалоговый кредит, который имеет ограниченные сроки выплаты, в отличие от почти пожизненных выплат спонсору», - рассказал он.

«Сейчас все стартаперы стремятся создать очередной маркетплейс или соцсеть, но это надо было делать десять лет назад. Надо начинать то, что будет актуально через следующие десять лет. А будет в спросе искусственный интеллект. Свободная ниша - тот же цифровой маркетинг. В этой области пока одни и те же шаблоны маркет-планов. Запустите удобную платформу по маркетингу, и вы просто избавите всех бизнесменов от головной боли, у вас ее «растащат» по компаниям», - порекомендовал инвестор.

Анель Утегенова
Фото: пресс-служба MOST

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Содержание статьи: