Как развивается биометрия в казахстанских банках
Диджитализация банковских услуг, в том числе кредитование онлайн, плотно укоренилась в нашей жизни. Но ничто не стоит на месте, и уже скоро многие пользователи забудут о процедурах «подтверждения» личности через СМС. Мы решили узнать у казахстанских БВУ, что из биометрии они уже используют или планируют внедрять в свою работу, чтобы стать еще ближе к клиентам и обезопасить счета вкладчиков от мошенников.
Банк ВТБ (Казахстан)
Так, для удобства клиентов Банк ВТБ (Казахстан) использует сервис аутентификации по отпечатку пальца в смартфонах для доступа к мобильному приложению интернет-банкинга, рассказал заместитель директора департамента безопасности ДО АО «Банка ВТБ (Казахстан)» Денис Добкин.
«Но по значимости и уровню безопасности этот сервис является лишь дополнительным фактором аутентификации. Банк тестировал и другие биометрические схемы аутентификации, однако на текущий момент мировая экспертная оценка этой технологии на существующем уровне развития крайне неоднозначна. При признании перспективности у нее имеются также многочисленные уязвимости и недостатки», - отметил Добкин.
Спикер пояснил, что в зависимости от методик, внедрение и использование биометрии в разной степени сочетается с трудностями администрирования, высокой ценой программного обеспечения, а также необходимости дополнительной защиты персональных данных.
«В настоящее время мы не рассматриваем биометрию как эффективный инструмент для внедрения внутри корпоративной среды банка. Расцениваем ее только как дополнительный второй фактор именно аутентификации, но никак не подтверждения финансовых документов», - поделился Добкин.
Kaspi Bank
В пресс-службе Kaspi отметили, что для защиты денег клиентов и повышения скорости обслуживания самые современные технологии биометрии используются банком еще с 2009 года.
«В первую очередь, это технология распознавания лиц. Мы используем лучшую мировую практику, улучшая ее своими собственными интеллектуальными разработками. Технологии биометрии используются в большинстве наших финансовых продуктов для обеспечения безопасности, а также сохранности денег и данных наших любимых клиентов», - пояснили в пресс-службе банка.
ДБ АО «Сбербанк»
В ДБ АО «Сбербанк» считают, что биометрия может стать одной из революционных технологий, продвинутым уровнем защиты от мошенников. Ведь каждый из нас имеет врожденные и только ему присущие черты и характеристики: цвет и рисунок радужки глаза, отпечатки пальцев, изображение лица или голос. Именно все эти данные преобразуются системой защиты в особый цифровой код, который невозможно подделать.
Ранее в банке была внедрена платформа BI.ZONE, предназначенная для оценки финансовых транзакций клиентов в Интернете на предмет подозрительности с точки зрения мошенничества. Следующий этап защиты клиентов - внедрение биометрии. Сбербанк Казахстан планирует запустить ее в своем сервисе уже в следующем году.
«Биометрия - это технология, о которой долго мечтали многие фантасты: вы встаете перед сканером, система вас распознает и открывает доступ или предоставляет необходимую услугу. Подобные устройства становятся нормой, как и их способность сканировать, хранить и считывать различные биометрические данные. И мы планируем предоставить эту передовую технологию нашим клиентам с апреля следующего года», - рассказал первый заместитель председателя правления ДБ АО «Сбербанк» Ельдар Тенизбаев.
По преимуществам отмечается, что после сдачи биометрических данных, клиент Сбербанка сможет пользоваться услугами банков без личного присутствия. К примеру, у клиентов финансового института появится возможность получить потребительский кредит через банкоматную сеть с помощью сканирования лица без предъявления каких-либо документов. Приобретение покупок или оплата услуг также станет возможной без платежной карточки. Достаточно будет только просто посмотреть в сканирующее устройство, что станет новым уровнем удобства и безопасности. Благодаря этой технологии, злоумышленники не смогут оформить кредит на клиента банка или осуществить под его именем какую-либо финансовую операцию, не имея биометрических данных. Это, безусловно, станет надежной защитой клиентов от подобного рода преступлений.
К слову, материнский банк казахстанской «дочки» - ПАО Сбербанк уже реализовал несколько проектов с использованием биометрии. Первый пилотный проект по оплате покупок по отпечатку пальца был запущен в конце 2016 года совместно с сетью супермаркетов «Азбука вкуса». Сегодня такой услугой можно воспользоваться более чем в 20 супермаркетах сети, при этом за все это время не было претензий со стороны пользователей, либо фактов мошенничества.
Следующим шагом стал проект «Ладошки», с помощью которого можно отслеживать вход и выход ребенка из школы, а также оплачивать питание в учебных заведениях. Система определяет личность по папиллярному рисунку ладошек детей, а деньги за питание списываются со счета родителя.
Также ведутся пилоты по идентификации банкоматом клиента по изображению лица. При этом банковская карта не нужна.
В Сбербанке Казахстана система биометрических данных будет внедряться с помощью компании VisionLabs на основе платформы идентификации Liveness. Эта система позволит идентифицировать клиентов банка по лицу и другим биометрическим факторам.
«Повсеместное использование биометрии - дело не будущего, а сегодняшнего дня. Мы уверены, что предстоящее внедрение этой передовой технологии сделает партнерство наших клиентов с банком более комфортным, быстрым и надежным. И совсем скоро биометрия станет привычным для всех способом оплаты или получения всех необходимых услуг», - подытожил Тенизбаев.
Евразийский банк
В Евразийском банке отметили, что сейчас банк участвует в тестировании биометрической системы Нацбанка, который выбрал агентскую схему реализации этого проекта. НБ РК является агрегатором систем различных вендоров (компаний-агентов), и банки второго уровня сами могут решать, с каким из них работать или же дублировать сверки различных вендоров для уменьшения рисков. В целом, все компании-агенты, подключенные к шлюзу Нацбанка, показали высокий процент корректности сверок для различных тестовых сценариев.
«Проект банку интересен тем, что позволит сделать большой шаг на пути цифровизации жизни и банковского обслуживания наших клиентов. Основная сложность этого проекта - изменение нормативно-правовой базы, необходимое для законного использования результатов биометрических сверок в предоставлении банковских услуг. Это большой блок работы, который сейчас проводит Нацбанк на уровне взаимодействия с другими госструктурами», - отметили в пресс-службе Евразийского банка.
Отмечается, что банк намерен использовать биометрию в качестве дополнительного инструмента идентификации при предоставлении банковских услуг новым и существующим клиентам. Использование решения НБ не является единственным вариантом реализации биометрической сверки, подчеркнули в Евразийском банке.
«Конечно, любые изменения процессов и систем потребуют определенных инвестиций. Сейчас рано говорить о размере вложений, требуемых для внедрения удаленной идентификации, так как технология может быть использована в очень разных процессах, связанных как с удаленным обслуживанием клиентов, так и внутренними процессами, где будет необходимо минимизировать риски банка. Поэтому за принятием решения о внедрении того или иного процесса, базирующегося на данной технологии, будет стоять конкретный бизнес-кейс, показывающий все затраты и вероятные доходы, которые обеспечит новая технология. Каждое изменение будет рассматриваться и оцениваться менеджментом банка», - пояснили в пресс-службе.
В банке также отметили, что сохранность клиентских данных - главный приоритет при проектировании данной системы. И НБ, и БВУ контролируют реализацию этого проекта, в первую очередь с точки зрения безопасности клиентских данных.
«Если говорить конкретно, то уже сейчас в проект заложены механизмы, которые позволяют предупредить мошеннические действия. К примеру, при попытке мошенников идентифицировать человека в его отсутствии по имеющейся у них фотографии», - отметили в пресс-службе Евразийского банка.
ДБ АО «Банк Хоум Кредит»
Руководитель службы по связям с общественностью ДБ АО «Банк Хоум Кредит» Адильбек Махмед отметил, что Home Credit N.V, представленный в девяти странах мира, продолжительное время и причем активно использует биометрию в бизнесе. Конкретно - распознавание лиц и отпечатков пальцев.
«В Казахстане биометрия применяется в наших специализированных cash-out терминалах, где имеется система отпечатков пальцев при снятии наличных. Мы в первую очередь старались обеспечить клиентов очень удобной технической возможностью. Человек может зарегистрировать до шести отпечатков пальцев и далее с помощью них беспрепятственно снимать ликвидность в специализированных терминалах cash-out», - уточнил он.
Что касается новшеств, то переход в диджитал стратегически важен для банка.
«Мы постоянно ищем возможность переносить классические банковские сервисы в онлайн, в рамках допустимого регулятором. О всех новинках мы сообщим по мере их готовности к использованию», - пояснили в банке.
Банк участвовал в тестировании пилота совместно с НБ РК в конце прошлого года. Биометрическое решение запущено не было, и как следствие, фининститут начал разработку и внедрение собственного инструмента по биометрии. В банке отметили, что вопрос безопасности клиентов и, собственно, самого банка стоит в первоочередном приоритете.
«Наша система отпечатков пальцев снабжена двойным последующим контролем, который подразумевает верификацию отпечатков через контакт-центр и через сам банкомат. Благодаря наличию последующего контроля, случаев мошенничества с cash-out терминалами в банке зафиксировано не было», - заключил Махмед.
В заключение, отметим, что сегодняшний клиент ценит оперативность, качество и безопасность банковских операций. И тот казахстанский банк, который предложит лучшее инновационное использование биометрических данных, быстро найдет свою благодарную и готовую к цифровизации аудиторию на рынке.
Анна Шаповалова
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter