Два столпа успешного бизнеса
Константин, чем будет являться бизнес без идеологии?
- Компания без духовной составляющей словно человек без души. Зомби, который достаточно уязвим для того, чтобы любое прикосновение становилось для него летальным.
Однако, разрабатывая идеологию, вы вручаете компании нечто наподобие атомного ядра. Отныне ее развитие протекает как у живого организма.
Отсутствие же идеологии - заметная брешь, куда может провалиться все. А современному бизнесу зачастую не хватает осмысленности. Многие собственники компаний не согласятся со мной, поспорив: «С чего ты взял, что у нас нет идеологии, у нас ведь есть миссия!». Это не одно и то же. В конечном счете, их дело не проходит испытание кризисом и разваливается. Нужно четко осознавать структурность: идеология - это то, что ваш бизнес может дать обществу, миру. В большинстве своем, современные предприятия фокусируются на собственной прибыли и масштабировании. В действительности, любая компания - инструмент для удовлетворения нужд людей. И идеология как раз отвечает за продолжительность жизнедеятельности бизнеса.
Можете назвать те компании, которые могут гордиться успешной идеологией?
- В качестве примера мне зачастую указывают на популярные корпорации современности: Amazon, Facebook или eBay. Приписывать им статус успешных, на мой взгляд, преждевременно. Ярлык «успешности» применим к ним, если каждая из этих компаний проживет более 500 лет. На сегодняшний день существует лишь три успешных «компании», которым более 1000 лет: буддизм, христианство и ислам. Наибольшее количество «филиалов», «сотрудников» по всему миру, часть из которых готова даже умереть ради своего «бренда». Пресловутый вопрос: в чем секрет их успеха? Я отвечу: каждая из них обладает сильной идеологией.
Но разве можно сравнивать эти религии с бизнесом?
- Вы полагаете, это не бизнес? Напротив, это самый прибыльный проект. Другое дело, что их продукт - идеология. Они не производят, не оказывают услуги. Их идеология - об идеологии. И каждый успешный бизнес должен прийти к этому.
А как насчет фирм, которые, приходя на рынок, честно заявляют: «Мы не нацелены на столетия, нам нужна прибыль здесь и сейчас!»? Что они теряют без идеологии в данном случае?
- Все! Своего рода, компании-однодневки. Уместно было бы сравнить их с кратким увлечением - в противовес монументальным компаниям, обладающим идеологией, и олицетворяющим долгосрочные узы. Фаворитка, пассия, прибывшая продать услуги за короткий срок и спешно ретироваться с полученной прибылью. Или... основательный и всеобъемлющий выбор на всю оставшуюся жизнь? Разумный выбор очевиден.
Расскажите, почему вы решили сотрудничать с нашей компанией Silkway Ventures Group?
- Ваша компания открылась мне в диалоге с вашим CEO Алексеем Сидоровым, который признался: в бизнесе ему важно «долголетие». Он относится к своей компании как к своему ребенку. Рекомендую каждому бизнесмену позиционировать свое дело в качестве своего детища, а не инструмента для зарабатывания денег (это вторично). При этом, я и не верю тем, кто утверждает, что открывает дело не ради прибыли. В таком случае, могу сразу посоветовать создание секты. Хотя и там, вероятно, тоже будут фигурировать деньги. У Алексея же была начинка: духовность. Быть может, поэтому он занимается йогой - иными словами, в каждом действии постоянно ищет ответы на вопросы. И к своей компании и клиентам он относится с душой. Советую всем бизнесменам брать пример с него. Не важно: банк это или ресторан, - все делается людьми и для людей.
Как сделать так, чтобы общая идеология компании была близка по духу каждому её сотруднику?
- Так же, как и в случае с семьей. Если женщина понимает, что мужчина - не ее половинка, они просто разводятся. Единомышленники - это люди, чьи идеологии совпадают. Если спросите у программиста, что стоит за программой, он скажет, что за ней стоит четко выстроенный алгоритм. Так же и с идеологией, она не видна внешне, но является началом алгоритма. Именно она притягивает нужных вам людей. Суть в том, что как только вы выстроите верную идеологию, она сама будет притягивать ваших людей, а лишних отсеивать как фильтр.
Расскажу историю. Недавно я посетил достаточно крупную компанию и прописал ее идеологию. Как оказалось, на протяжении года эта команда безуспешно искала методолога. Хозяин бизнеса рассказал, что спустя неделю, во время обеда, к нему подошла девушка со словами: «А я вас знаю, вы работаете в такой-то компании!» На просьбу присесть и побеседовать девушка отвечает, что спешит. И напоследок проговариваясь, чем занимается сама. Она удаляется, оставив хозяина бизнеса с открытым ртом. Спросите: почему? Она оказалась методологом. Затем она устраивается в его компанию, и первый вопрос, который она задает: «А у вас в компании идеология есть?». Вот так это и работает. Вы создаете душу в компании, и она притягивает людей. Я нашел два столпа успешного бизнеса - идеология и люди, которые заботятся о ней.
А семейный бизнес подразумевает наличие идеологии?
- Такие проекты более долговечны, потому что изначально у них была идеология семейности. Вообще, все начинается с идеи. И именно она формирует само направление: вниз, вверх или по кругу. И, если ее нет, этой точки, то движение останавливается и происходит хаос. Второе - это желание, третье - действие, четвертое - обратная связь, пятое - цель, шестое - это идеология. Исходя из этого, уже выстраивается миссия.
Например, идея: «выживает только сильнейший», из нее вытекает желание - быть сильным, действие - тренироваться, обратная связь - война, борьба с кем-то. И, когда ты всех победил, твоя цель - господство. А дальше уже идеология. Цель - это средство достижения идеологии. Представим, что с такой идеологией у вас 1 млн долларов США. На что вы потратите 900 тыс. долларов, чтобы жить долго? Эта идеология заставляет бросать все свои ресурсы на развитие военной промышленности и оружия массового поражения. И пока вы тренируетесь, вы сильный. Как только перестанете, вы все потеряете.
Допустим, вы создали семейный бизнес, знаете, во что нужно инвестировать, но потом ваши дети или внуки отказываются отдавать часть прибыли на эти цели. И ваша идеология умрет вместе с вами. Поэтому второй столп - это люди. В компании важен не сам человек, создавший идеологию, а ее последователи. Пока есть последователи, компания будет жива.
Вы рассказывали, что порой уходит до шести часов для прописания компаниям новой уникальной идеологии. Зачем каждый раз нужно создавать новую идеологию, нельзя ли использовать шаблоны у схожих бизнес-направлений?
- Я даже не прописываю, я высчитываю идеологию каждой отдельной компании. А вычисления требуют времени и внимательности ко всем факторам. Идеология рождается из намерения самого создателя этого бизнеса. И я никогда не буду прописывать идеологию, если рядом не будет присутствовать сам собственник бизнеса. Это его детище, он должен четко понимать для чего все это делается. Ведь остальные не заинтересованы в этом так сильно, они все исполнители. Ко мне как-то обращался парень, который владел бизнесом и параллельно вел тренинги про успех. Он жаловался, что его люди так и не научились зарабатывать деньги. А я объяснил, что причина в том, что он не научил их эти деньги правильно тратить. Я помогу тебе стать «королем», а что дальше, ради чего все? И идеология как раз прописывает и дает ясность, как быть дальше. Не нужно жить ради галочки зарабатывать «еще один миллион» или прочитать «еще одну книгу», живите ради наследия или передачи знаний.
А в вашей семье есть идеология?
- Да. Я и себе, и жене прописал уникальные идеологии. И детям, как подрастут обязательно рассчитаю. Но при этом все будет без навязчивости. Я вычислю их идеологии и переведу их в разряд осознанности. Тогда они будут понимать, на что им тратить свою энергию и ресурсы. Ведь все это нужно распределять правильно!
Спасибо за интервью!
Анель Утегенова
Фото: из архива К.Саркисяна
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter