menu

Банковские услуги не для всех

Все мы время от времени посещаем банки и пользуемся их услугами: осуществляем денежные переводы, проводим транзакции пластиковыми картами, берем кредиты и открываем депозиты. Между тем далеко не все граждане с инвалидностью могут безболезненно получить эти услуги.

Среди таких клиентов мой коллега по работе, Аманат Мусин, пользователь инвалидной коляски - в некоторых отделениях банков второго уровня (БВУ) слишком крутой пандус, и сам он не может по нему подняться. Поэтому он вынужден прибегать к посторонней помощи. Он также не может воспользоваться услугами кассы, ведь порой стойка ее окна и ресепшна расположены слишком высоко для этой категории граждан. Банкоматы тоже оставляют желать лучшего - пользователи колясок набирают PIN-код, не видя цифровую панель и экран, они предусмотрены для стоящих пользователей. Это только инфраструктурные барьеры, которые встречают на своем пути клиенты моей категории.

Вы скажете: «Ну есть же онлайн-банкинг. Очень удобная штука».

Да, штука удобная, но также, как и банкомат, не всегда предусматривает потребности незрячих и слабовидящих граждан, где каждая иконка имеет аудио-сопровождение.

Более того, люди с инвалидностью наравне с другими гражданами имеют право посещать любое место, которое захотят и когда захотят, а наша с вами задача устранить все возможные барьеры и сделать их возможности безграничными. Сейчас по всему миру используют универсальный дизайн - это широкий спектр идей по созданию доступной среды с учетом интересов всех категорий населения, в Интернете об этом можно найти много доступного контента.

Мой коллега Аманат, также, как и сотни других людей с инвалидностью, по разным причинам не может получить кредит в банке, где прежде всего ссылаются на отсутствие у него подтверждения дохода в виде пенсионных отчислений. По существующему законодательству, за работающих людей с инвалидностью организации не делают пенсионных отчислений. Так, может продумать какой-то другой инструмент подтверждения дохода и статуса благонадежного заемщика? Пока, к сожалению, для нас - инвалидов - для обеспечения кредита в банках просят залог имущества.

Другой мой товарищ, Анатолий, хотел открыть депозит в банке, а ему предложили привести доверенное лицо, так как он незрячий. Это дискриминация. Он дееспособен, имеет высшее образование, работает и всегда хочет самостоятельно все делать.

Согласно Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Казахстаном в 2015 году, государство должно обеспечить людям с инвалидностью доступ к информации и инфраструктуре. Дискриминирующие нормы законов должны быть исключены, а взамен должны появиться статьи в законах, всячески поощряющие активное участие людей с инвалидностью на самостоятельное управление собственными финансовыми делами, а также на равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам и другим формам финансового сервиса. На мой взгляд назрел вопрос внесения дополнений в нормативно-правовые акты, регламентирующие обслуживание клиентов, пунктами, исключающими любую форму дискриминации инвалидов, и учесть особенности их состояний.

В настоящее время Общественным объединением «Комиссия по правам людей с инвалидностью имени Кайрата Иманалиева» при поддержке Фонда «Сорос Казахстан», реализуется проект «Финансовая инклюзия», в рамках которого мы изучаем наше законодательство на предмет дискриминации в банковской сфере, делаем опросы, как клиентов банков из числа людей с инвалидностью, так и сотрудников БВУ. Мы открыты к диалогу, хотим помочь фининститутам и другим заинтересованным лица формировать новый современный формат обслуживания клиентов, исключающий все формы дискриминации!

Вениамин Алаев
Фото: из открытых источников
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости