prodengi.kz

Льготное автокредитование: обзор банков и марок

По данным отраслевых объединений, за 94% покупок новых автомобилей казахстанцы расплачиваются наличными или оформляют коммерческие кредиты, и лишь 6% приходятся на льготное автокредитование.

Причем, статистику мы можем дать от двух источников. Так по данным Объединения юридических лиц (ОЮЛ) Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ), в I квартале 2019 года казахстанцы потратили 127 млрд тенге (248,8 млн долларов) на покупку новых автомобилей, грузовиков и автобусов.

Причем, продажи в марте по сравнению с февралем выросли на 12% - до 4 676 легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, а также 240 единиц грузовиков, спецтехники и автобусов. При этом кумулятивные продажи в I квартале достигли 13 764 единиц (+17% к прошлому году).

Выручка Toyota на отечественном рынке за три месяца составила 41,6 млрд тенге, оборот с реализации Hyundai достиг 19,5 млрд тенге, Lada собирает около 12,6 млрд тенге.

Десятку самых продаваемых легковых автомобилей в количественном выражении возглавляет бюджетная Lada - 3 420 единиц (+29%). Дилеры Toyota в I квартале этого года продали на 34% больше автомобилей - 2 906 единиц. На четвертом месте Kia - 864 проданных автомобиля (+58%), Renault восстанавливает свои продажи - 504 (+131%), далее идут Nissan - 472 (+18%), Volkswagen - 392 (+57%), Lexus - 338 (+81%).

В разрезе моделей автомобилей в первом квартале 2019 года лидирует Toyota Camry - 1 461 единиц, Lada Granta - 1 328, Hyundai Tucson - 934, Lada 4x4 - 717, Lada Vesta - 715, Hyundai Accent - 593, Toyota LC Prado - 509, Lada Largus - 501, Hyundai Elantra - 481 и Kia Rio - 361.

Так по данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» в течение января-марта 2019 года официальными дилерами реализовано 13 289 автомобилей, что на 17,8% выше результата годичной давности. В отчетный период казахстанцы потратили на приобретение новых легковых автомобилей 120,8 млрд тенге (319,8 млн долларов), что на 38,7% превышает показатель 2018 года.

Сбыт по итогам марта 2019 года (4 696 единиц) превзошел прошлогоднее значение на 14,9%. Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 42,4 млрд тенге (112,2 млн долларов), превысив показатель годичной давности на 39%.

7 199 покупателей (54,2%) остановили выбор на продукции казахстанских автозаводов, 6 090 автомобилей (45,8%) из числа реализованных по итогам трех месяцев пришлись на импорт.

Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов возглавляет Lada: на территории республики продано 3 420 автомобилей российской марки. Сбыт моделей Toyota составил 2 906 единиц, вслед за ним идут Hyundai (2 351), KIA (864) и Renault (517).

Основную активность в приобретении легковых автомобилей по результатам января-марта 2019 года продемонстрировали жители городов Алматы (3 786), Нур-Султан (2 587), Атырау (963), Шымкент (833), Костанай (821), Караганда (761), Актау (557) Уральск (545), Усть-Каменогорск (500) и Актобе (471).

Грубые подсчеты

Для начала проведем грубые подсчеты по наиболее популярным в республике автомобилям. Как сообщают отраслевые союзы, это автомобили семейства LADA. Новая LADA Granta на официальном сайте компании реализует по цене от 3,15 млн тенге до 3,695 млн тенге. Другая модель бренда, Vesta имеет четыре модификации - Vesta седан, Vesta Cross, Vesta SW и Vesta SW Cross по цене от 5,31 млн до 5,89 млн тенге. Еще одна модель, XRAY предлагается в двух вариациях - XRAY и XRAY Cross по цене от 5,3 млн тенге до 5,8 млн тенге. Largus предложен в пяти вариациях - Largus универсал на пять мест, Largus cross пять мест, Largus универсал семь мест, Largus cross семь мест и Largus фургон по цене 4,65 млн тенге. Знакомая со времен СССР «Нива» сейчас называется «4x4» и предлагается на сайте компании в четырех вариациях - «4x4» три двери, «4x4» urban три двери, «4x4» пять дверей и «4x4» urban пять дверей по цене 3,97 млн тенге. Причем, по льготному автокредитованию казахстанцы могут приобрести все типы марок «4х4» и Largus, две модификации Granta, три модификации Vesta и XRAY, сборка которых налажена на усть-каменогорском заводе «Азия-Авто».

Вместе с тем все автомобили бренда Toyota под льготное автокредитование не подпадают. Правда, и здесь есть исключения. Как отмечается на сайте Toyota, новую Corolla по цене от 7,73 млн тенге можно приобрести под 6% годовых. Если верить данной информации, то автомобиль можно приобрести с ежемесячным платежом от 61 431 тенге. Так как за год набегает всего 737 172 тенге, то понять, на сколько реально лет рассчитан кредит довольно сложно.
Возможно, многое зависит от суммы первоначального взноса, расходов на КАСКО и иные, неведомые неспециалистам, расходы.

Та же суперпопулярная Toyota Camry 70, о которой сейчас в Алматы не говорит разве что ленивый, стоит от 9,8 млн тенге. Отмечается, что этот автомобиль можно купить с ежемесячным платежом от 77 881 тенге. Также, как и в случае с Corolla, понять на какой период времени рассчитан кредит, весьма затруднительно.

Не знаю, как с 6% по Corolla, но, как водится, все остальные марки Toyota в Казахстане не производятся, и потому соотечественнику придется брать коммерческий кредит под 17% годовых. Потому почти сказкой для рядового казахстанца кажется покупка Toyota Land Cruiser 200, за которую при цене от 24,98 млн тенге нужно в месяц уплачивать от 198 517 тенге.

По сравнению с Toyota весьма скромный ценник у Volkswagen. Так вот самый скромный Volkswagen Polo стоит от 5 243 430 тенге, Volkswagen Tiguan (кроссовер) - от 10 778 700 тенге. Если принять в расчет, что ни одна марка этого бренда не собирается в Казахстане, то их придется приобретать без льготного автокредитования, что, естественно, довольно дорого.

Одни из самых популярных брендов в Алматы сейчас являются Hyundai и KIA. При весьма скромном ценнике, автомобили по качеству сборки находятся довольно близко к «японцам», что в условиях жесткой эксплуатации на не самых лучших в мире казахстанских дорогах немаловажно. Так вот Hyundai ACCENT NEW стоит от 5,79 млн тенге, а KIA RIO - от 5,7 млн тенге. Для не самого толстого, по нынешним временам, кошелька казахстанцев, это выход, и вполне себе неплохой. А так как автомобили обоих брендов собираются в Казахстане, то по льготному автокредитованию приобрести их, разумеется, можно.

При этом нельзя сказать, что покупка нового автомобиля не станет нагрузкой для семейного бюджета.

Так, на сайте prodengi.kz наиболее приемлемые по процентам кредиты предлагают Fortebank (4% годовых на срок от 12 до 60 месяцев при максимальной цене авто 8,55 млн тенге) и Kaspi bank (7% годовых на срок от 12 до 60 месяцев при максимальной цене авто 7,5 млн тенге). Процент остальных банков - «ЦентрКредит», Банк ВТБ (Казахстан), Сбербанк, «АТФБанк», «Евразийский банк», «Народный банк», «Нурбанк» и Capital Bank Kazakhstan - варьируется от 10% до 30%.

Чем льготное автокредитование отличается от обычного?

Понятно, что для любого человека, решившегося на покупку нового автомобиля, главным вопросом является следующий: чем льготное автокредитование отличается от обычного.
Как нам ответили в ОЮЛ АКАБ, основным отличием является ставка вознаграждения. По льготному автокредитованию «ставка значительно ниже средней по рынку».

Например, отметили в АКАБ, «если вы оформили обычный кредит на 5 млн тенге, то сумма в счет процентов составит более 2 млн тенге, тогда как по льготному кредиту аналогичная выплата составит более 500 тыс. тенге». Согласитесь, разница более чем ощутимая.

Так, по льготному автокредитованию официально заявляется до 4% годовых, тогда, как добавили в АКАБ, нужно говорить о годовой эффективной ставке, которая включает в себя затраты по страхованию и оформлению в залог автотранспорта, и в результате составит 7,5% годовых.

Со своей стороны, председатель совета директоров ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов отмечает, что на льготное автокредитование с начала 2019 года приходится лишь 2,4% рынка новых автомобилей. Остальные 97,6% составляет сбыт на наличные и коммерческие кредиты.

В 2018 году вес «льготки» в суммарных продажах дилеров был равен 5,6%.

«В феврале 2019 года лишь 86 заемщиков смогли приобрести автомобиль в рамках программы льготного автокредитования и это самая низкая цифра за всю ее историю». Однако, «новый транш, ожидаемый уже этой весной, обеспечит временный всплеск реализации программы», - заявил О. Алферов.

Причем, а АКАБ подчеркивают, что по льготному автокредитованию можно приобрести исключительно автомобили казахстанской сборки и по цене не выше 15 млн тенге, тогда как по обычному кредиту можно купить и импортированные автомобили.

Артем Новиков
Фото: из открытых источников

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Содержание статьи: