menu

Почему «кредитки» не популярны в Казахстане?

За рубежом популярность кредитных карт неоспорима. В то время как казахстанцы все еще с опасением относятся к этому банковскому продукту.

Интересно, что сейчас в Казахстане выпущено столько же кредитных карт, сколько и 4 года назад. На 2013 год пришелся пик выпуска кредитных карт. Тогда из выпущенных 16,5 млн платежных карт 21% приходилось именно на кредитные карты, а это порядка 3,5 млн «пластика». Но из этих карт активными были лишь 385 тыс. карт, то есть всего 11% от общего числа выпущенных кредитных карт.

Сейчас из выпущенных 21,3 млн платежных карт 16,3% приходится на кредитные или 3,47 млн штук. Если говорить только о лидерах-платежных системах VISA и Mastercard, то они на 1 октября выпустили 3,43 млн кредитных карт, а активными являются лишь 1,47 млн. Это означает, что спрос на такие карты растет, но они все еще не являются популярными среди казахстанцев.

Нурлан Ашинов, директор департамента аналитики «Казкоммерц Секьюритиз» считает, что непопулярность кредитных карт обоснована несколькими факторами. Во-первых, менталитетом. «На Западе использование кредитных карт позволяет получать не только финансовую поддержку, но и обновлять кредитную историю. Даже если сравнивать с тем, что за рубежом люди могут всю жизнь жить на съемной квартире, в Казахстане покупка жилья становится едва ли не самой главной целью жизни», - отметил аналитик. Поэтому сама культура и менталитет в части займов совсем другая. Казахстанцы не стремятся жить в долг, а в большей степени стараются накопить.

Второй фактор, по его словам, заключается в стоимости денег по кредитной карте. Несмотря на то, что банки предлагают льготный период для погашения займа, ставка вознаграждения после этого срока довольно высокая.

Третий фактор, возможно, связан со страхом населения, что банки могут насчитать больше процентов по карте. То есть не всегда люди в курсе сколько составляют проценты по карте, какова комиссия за снятие наличных и прочие дополнительные сборы.

По его словам, банкирам стоит популяризировать кредитные карты среди населения, объясняя преимущества и раскрывая все ставки и комиссии. «Также возможно стоит пересмотреть размер вознаграждения по кредитным картам», - пояснил аналитик.

Сергей Дроздов, аналитик ГК «Финам» считает, что вопрос популярности кредитных карт во многом это зависит от развития банковской и платежной инфраструктуры в той или иной стране. Большинство предприятий как крупных, так и средних производят оплату труда сотрудников посредством начисления на банковские карты. Помимо всего прочего с развитием интернет-торговли банковские карты становятся неотъемлемой частью большинства граждан, покупающих товары и услуги как в отечественных, так и зарубежных онлайн-магазинах.

Анна Бодрова, старший аналитик компании «Альпари» уверена, что кредитные карты с течением времени становятся все более популярными. «Это самый легкий и быстрый способ «перехватить» небольшую сумму денег на крупные покупки и погашать ее более удобными способами, нежели целевые банковские кредиты», - подчеркнула аналитик. В России, например, отметила она, в последние месяцы проявился бурный рост кредитования путем использования кредитных банковских карт.

Между тем и казахстанские банки предлагают удобные кредитные карты. Однако, как и всегда предупреждаем, что перед выпуском карты нужно все подробности уточнить у менеджера. Например, сколько составит комиссия за обналичивание или проценты по кредитной карте. Зная об этих тонкостях, «кредитка» может стать вашим финансовым помощником, а не ярмом.

Фото: fainaidea.com

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter