За что регулятор наказывает банки?
В III квартале в отношении банков применено санкций и ограниченных мер воздействия в количестве 71, в том числе: 28 санкций в виде наложения и взыскания штрафов, а также 43 ограниченных мер воздействия в виде письменных предписаний. Таковы результаты мониторинга и анализа Нацбанка.
Банки в большинстве случаев не соблюдают порядки, которые связаны с осуществлением:
- обслуживания кредитов
- платежей и переводов денег
- обслуживания счетов
- взаимодействия с Нацбанком по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.
По порядку обслуживания займа выявлены нарушения, касающиеся:
- порядка формирования кредитного досье
- несоблюдения сроков, а также порядка уведомления заемщика о просроченной задолженности и распределения платежей по займу
- не указания в договоре ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении
- неправомерного взимания комиссии за выдачу справки о наличии ссудной задолженности
- превышение размера неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательства по возврату суммы займа
- утеря оригиналов правоустанавливающих документов на имущество, являющееся обеспечением по договору банковского займа
- предоставления недостоверных сведений по заемщику в кредитное бюро.
По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:
- несвоевременного исполнения платежного документа / необоснованного отказа в его исполнении
- необоснованного взыскания денег с банковского счета клиента
- несоблюдения очередности изъятия денег с текущих счетов
- исполнения платежных требований, согласно которому платежные требования на взыскание просроченной задолженности по займу необходимо исполнять в пределах 50% от суммы денег, находящейся на банковском счете физического лица, и/или от суммы, поступившей на банковский счет.
По порядку обслуживания счетов выявлены нарушения, касающиеся:
- несоблюдения условий договора банковского вклада в части порядка возврата вклада
- несоблюдения порядка хранения документов, находящихся в досье клиента по договору текущего счета
- установления кредитного лимита по банковскому счету клиента при отсутствии договора банковского займа.
По взаимодействию с Нацбанком нарушения касаются несвоевременного предоставления/ непредставление запрашиваемых информации и документов в Нацбанк в рамках рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг.
За 3-ий квартал 2018 года по результатам рассмотрения обращений и жалоб потребителей финансовых услуг, кроме банков у которых отозваны лицензии (Qazaq Banki, Банк Астаны), следующие банки допустили наибольшее количество нарушений (четыре и более): Казкоммерцбанк, ForteBank, Банк Хоум Кредит, а также Альфа-Банк, АТФ Банк, Сбербанк.
Наибольшее количество ограниченных мер воздействия и санкций в этот период применено в отношении Qazaq Banki и Банк Астаны, что составило 35% от общего количества принятых мер.
Фото: ukranews.com
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter