Пока рано говорить о создании наднационального регулятора — министр ЕЭК
Тимур Муратович, не могли бы вы рассказать о проблемных вопросах, находящихся на повестке дня в области экономики и финансовой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)?
Финансовые рынки
Основной проблемой, стоящей перед комиссией в сфере финансовых рынков, является значительное различие в уровне развития и регулирования финансовых рынков в наших государствах. Поэтому первым шагом на пути к интеграции является гармонизация национальных законодательств стран - участниц Единого экономического пространства (ЕЭП) в финансовой сфере. Для этого планируется в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) принять соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках. Целью соглашения является сближение подходов к регулированию деятельности на финансовом рынке, в частности, в сфере требований и условий выдачи лицензии на осуществление финансовых услуг. Комиссия работает над доработкой соглашения о требованиях, которое должно быть подписано до конца 2015 года, а до этого пройти все процедуры внутригосударственного согласования в наших странах. Соглашение определяет порядок гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере (в банковском секторе, секторе страхования и на рынке ценных бумаг). В рамках данного соглашения ЕЭК совместно с национальными регуляторами разрабатывается план гармонизации национальных законодательств, который станет так называемой «дорожной картой» по гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере. Отдельного внимания заслуживает разработка концептуального стратегического документа по развитию финансовых рынков стран ЕЭП. В настоящее время в странах «тройки» действуют программные документы по развитию банковского, страхового сектора и рынка ценных бумаг, принятые в разное время и на разном уровне, которые ориентированы в основном на внутреннее развитие, однако не в полной мере учитывают интеграционные цели. Евразийская экономическая комиссия по согласованию с национальными регуляторами и заинтересованными сторонами приступила к организации работы по разработке стратегии развития финансовых рынков ЕЭП. Предполагается, что эта работа будет завершена к 2016 году и будет содержать практические рекомендации и «рецепты» по развитию общей финансовой системы. Стратегия развития финансовых рынков государств - участников ЕЭП позволит определить ориентиры развития интеграционных процессов на перспективу и согласовать долгосрочную политику по развитию финансовых рынков. На сегодняшний день актуальной проблемой является отток капитала в дальнее зарубежье в связи с приобретением перестраховочной защиты по принятым рискам. Низкая емкость страховых рынков не позволяет оставлять риски в собственном удержании и требует приобретения перестраховочного покрытия, большей частью в перестраховочных компаниях развитых западных государств. Ситуация усугубляется также и снижением суверенного рейтинга России, что фактически перекрывает перестраховочную емкость России для Казахстана, поскольку увеличивает нагрузку на капитал казахстанских страховщиков. В связи с этим комиссия совместно с профессиональным страховым бизнес-сообществом работает над возможностью создания общей перестраховочной емкости между государствами - членами ЕАЭС с целью увеличения регионального перестраховочного рынка и создания механизма гарантий для национальных перестраховочных компаний. Проект был инициирован Всероссийским союзом страховщиков и в рабочем порядке получил одобрение от профессиональных страховых сообществ Беларуси и Казахстана - Ассоциации страховщиков Казахстана и Белорусской ассоциации страховщиков.
Налоговая политика
Как вам известно, в ЕЭС в настоящее время формируется цивилизованный общий рынок, в том числе по чувствительным подакцизным товарам. Ради этого в условиях отсутствия внутренних таможенных границ необходимо устранить внутренние административные барьеры во взаимной торговле. И при этом соблюсти финансовые интересы наших стран, не упуская из виду интересы государств в части охраны здоровья населения. Подобные проблемы нам предстоит решить. К примеру, для свободного доступа казахстанской алкогольной продукции на рынки государств-членов законодательно необходимо исключить обязанность уплаты обеспечительного платежа по внутреннему производству подакцизных товаров. Так, в настоящее время комиссией ведется работа по разработке и согласованию проекта соглашения о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции в рамках ЕЭС, нормами которого снимаются вопросы обеспечительного платежа в отношении алкогольной продукции. В отношении обеспечительного платежа для табачной продукции данная проблема менее актуальна по причине того, что производители сами контролируют объем выпуска продукции и их трансграничный переток. Одной из острых проблем открытого общего рынка признается рост нелегальной (контрабандной и контрафактной) продукции в приграничной торговле аддиктивными товарами, такими как табак и алкоголь. Например, в приграничных регионах России, граничащих с Казахстаном, доля сигарет с акцизными марками РК повысилась с 0,3% до 1%. Решать проблему наполнения рынка легальной алкогольной продукцией и табачными изделиями возможно комплексным путем. В частности, с помощью улучшения процедур администрирования. В том числе путем установления единой минимальной цены на такую продукцию. А также необходимо ужесточение мер административной и уголовной ответственности для продавцов нелегальной продукции и для ее производителей. Помимо этого, нужно сблизить ставки акцизов в государствах-членах на алкогольную и табачную продукцию. Выработанные ранее договоренности сторон предлагается закрепить на правительственном уровне в форме двух разработанных комиссией соглашений по гармонизации (сближению) ставок акцизов, зафиксировав в них некую индикативную величину ставок и коридор возможного отклонения от нее, а также прогнозную динамику роста фактических ставок акцизов в каждом государстве-члене. Данные соглашения планируем подписать в 2015 году.
На каком этапе сегодня находятся интеграционные процессы на финансовом рынке? Происходит ли обмен информацией между финансовыми институтами четырех стран или их регулирующими органами (Нацбанк, Минфин и т.д.)?
Обмен информацией между финансовыми институтами наших стран вышел на новый этап. В конце 2014 года было подписано Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Соглашение было разработано для определения порядка обмена информацией и ее использования в целях углубления интеграционных процессов в сфере финансовых рынков, а также для обеспечения обмена конфиденциальной информацией между уполномоченными органами сторон в целях защиты прав потребителей финансового рынка.
Также раньше говорилось о сближении политик регулирования финансового рынка стран ЕАЭС, в каком виде это будет выражено? Например, будут ли у стран единые требования по размеру минимального уставного капитала банков или размеру резервов и т.д.? Например, сегодня в Казахстане требования к минимальному размеру капитала банков увеличены с 10 до 100 млрд тенге, а в России и других странах СНГ этот показатель значительно меньше. Будут ли уравнены эти и другие требования?
Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает построение общего финансового рынка и его согласованное регулирование. В частности, договор устанавливает, что стороны примут решение о создании к 2025 году в Алматы наднационального органа по регулированию финансового рынка, определят его функции и полномочия. К этому времени планируется завершить процесс гармонизации законодательства государств - членов союза в финансовой сфере, что в свою очередь создаст условия для взаимного признания лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, обеспечит недискриминационный доступ на финансовые рынки государств - членов союза. Для реализации процесса гармонизации законодательства государств - членов союза разработан проект соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, которое определяет направления, порядок и сроки гармонизации законодательств стран союза в финансовой сфере.
Какие задачи стоят в области валютной политики стран ЕАЭС? Ранее говорилось, что одной из важнейших задач является повышение роли национальных валют стран - членов ЕАЭС и избавление от доллара и евро во взаимных расчетах стран - участниц ЕАЭС. Какие меры предпринимаются в этой области? Рассматривается ли введение единой региональной валюты на территории ЕАЭС?
Договор о Евразийском экономическом союзе не содержит каких-либо норм и положений относительно введения региональной валюты на территории ЕАЭС. Данный договор ориентирует государства-члены ЕАЭС на координацию курсовой политики, что является в современных условиях одной из наиболее важных задач. Эта деятельность сегодня осуществляется на уровне Консультационного совета по валютной политике, в состав которого входят руководители национальных (центральных) банков государств - членов ЕАЭС. Вместе с тем Евразийской экономической комиссией совместно с заинтересованными сторонами ведется работа по развитию договорной базы ЕАЭС в части закрепления обязательств государств-членов по либерализации валютного законодательства, что является необходимой предпосылкой формирования общего финансового рынка. Относительно повышения роли национальных валют осударств - членов ЕАЭС полагаем необходимым обратить внимание на следующее. Решение данной задачи, в первую очередь, связано с улучшением экономической ситуации в государствах - членах союза. Это касается в части устойчивого экономического роста, урегулирования состояния платежных балансов, долгосрочного снижения уровня инфляции (как минимум ниже 10%). А также и номинальных процентных ставок с сохранением на положительном уровне реальных процентных ставок. Необходима и стабилизация обменных курсов национальных валют при обеспечении свободного доступа к приобретению иностранной валюты. В настоящее время все государства - члены ЕАЭС реализуют национальные программы экономической стабилизации, ориентированные на достижение обозначенных целей. В рамках союза сторонами с участием ЕЭК также проводится согласование и мониторинг достижения целевых макроэкономических показателей. В то же время задача по полному исключению иностранных валют из взаимных расчетов никогда не ставилась.
Осуществляются ли какие-либо меры по гармонизации денежно-кредитных политик стран ЕАЭС?
Возросшая волатильность финансовых рынков формирует объективную потребность в координации денежно-кредитных политик государств - членов ЕАЭС. Причем речь идет не только о взаимном информировании национальными (центральными) банками государств - членов ЕАЭС о принимаемых мерах в области денежно-кредитного регулирования (что сегодня уже осуществляется). Но и о формировании системы обеспечения финансовой стабильности в рамках нашего интеграционного объединения. Причем координация денежно-кредитных и валютных политик будет осуществляться исходя из того, что в рамках ЕАЭС не рассматриваются варианты формирования валютных зон и союзов с соответствующей передачей функций наднациональным органам. Предложения по формированию системы обеспечения финансовой стабильности государств - членов ЕАЭС подготовлены комиссией и направлены сторонам. По мнению ЕЭК, институализация деятельности по обеспечению финансовой стабильности может быть осуществлена в форме совета по финансовой стабильности ЕАЭС (СФС) на уровне руководителей министерств финансов, министерств экономики и национальных (центральных) банков государств - членов ЕАЭС, а также членов коллегии комиссии. Замечу отдельно, что это должен быть консультативно-совещательный орган, а не регулятивный. Организационно-аналитическое обеспечение работы СФС должна взять на себя Евразийская экономическая комиссия. Решение о создании СФС должно быть принято на уровне высшего совета ЕАЭС. Такое решение позволит объединить на одной площадке как национальные, так и наднациональные компетенции стран союза и положит начало формированию правой базы ЕАЭС в области обеспечения финансовой стабильности, включая и гармонизацию денежно-кредитной политики на основе сближения параметров экономического развития наших стран.
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter