menu

Ритейл по-французски: история успеха торговой сети AUCHAN

Торговая сеть Auchan - детище французской семьи Мюлье, уже больше 50 лет занимает лидирующие позиции не только в Европе, но и в Азии, Африке и даже Южной Америке. Сейчас - это компания с годовым оборотом свыше 40 млрд. евро.

История создания

Начнем с биографии идейного вдохновителя компании Жерара Мюлье - младшего, самого успешного представителя этого старинного и уважаемого семейства производителей пряжи. Его главная заслуга состоит во внедрении во Франции основных принципов ритейла, а также в сохранении миллиардного бизнеса в собственности своей семьи.

Он родился в мае 1931 г. в городке Руба в семье Жерара Мюлье-старшего (имя главы семейства по традиции передается старшему сыну). У отца основателя компании Auchan было наследственное текстильное производство. Младший Мюлье уже со школьной скамьи зарекомендовал себя способным, упорным и любознательным учеником. Будущее виделось радужным и четко определенным, но Вторая мировая война (оккупация Франции фашистской Германией) поставила семью Мюлье на грань выживания.

По окончании войны семейный бизнес пришел в упадок. Тем не менее Жерар-младший поступил в университет, чтобы по его окончании продолжить отцовское дело. Однако юноше не суждено было закончить учебу.

Проанализировав ситуацию, сложившуюся в послевоенной Франции, Жерар Мюлье решает заниматься торговлей продуктами питания и товарами первой необходимости. Он оставляет учебу в университете и с головой окунается в создание своего первого бизнеса - небольшого продуктового магазина.

От одного продуктового магазина до сети гипермаркетов

Жерар Мюлье открыл свой магазин вместе с Мишелем Сегаром, который вложил в дело 600 тыс. франков. По современным меркам это был небольшой магазин площадью 600 кв. м, в котором работало 30 сотрудников. Несмотря на все усилия, упорство и трудолюбие предпринимателей, Phildar - первый маркет Мюлье и Сегара, проработав год, оказался на грани краха (убытки составили около 200 тыс. франков). Срочно нужны были свежие решения.

Рассматривается два варианта выхода французской сети гипермаркетов к нам: продажа франшизы местному партнеру или самостоятельный выход компании на новый рынок. Во втором случае казахстанский партнер французской корпорации может выступать девелопером. 

Генератором свежих идей к ведению бизнеса и созданию новой концепции послужила совместная поездка Мюлье и Сегара в США. В послевоенной Америке, с ее фантастическим экономическим взлетом, обусловленным огромными заказами воюющей Европы, уже повсеместно процветали супермаркеты. Это были магазины с огромными торговыми площадями, широким ассортиментом, четкой системой формирования цен, обученным персоналом, а также удобными подъездными путями и автомобильными парковками.

Жерар Мюлье был настолько ошеломлен и вдохновлен увиденным, что по возращении во Францию смог убедить отца в перспективности начатого им дела. Все остальные члены семьи восприняли его планы скептически. Условие отца было следующее - он дал сыну три года (и необходимую сумму денег), за которые тот должен вернуть вложенные средства либо закрывать бизнес и возобновить обучение в университете, а затем продолжить семейное дело.

Часть отцовских денег Жерар потратил на выкуп доли у охладевшего к делу Мишеля Сегара. С этих пор бизнес стал принадлежать только семье Мюлье. Остальные деньги первый французский ритейлер вложил в создание принципиально нового для тогдашней Франции торгового маркета. В 1967 г. в городе Ронке открывается первый Auchan площадью 12 тыс. кв. м, с хорошо оборудованной автомобильной стоянкой и большим ассортиментом товаров, цены на которые были ниже среднерыночных. Кстати, название для своего детища Жерар выбрал простое и понятное каждому французу - аuchan в переводе на русский означает «покупка».

Правила успешного ритейла

Мюлье был первым во Франции ритейлером, который сформировал и внедрил основные правила успешной деятельности крупных маркетов. Эти правила не утратили актуальности и по сей день. Первое: наличие большой торговой площади, которая бы дала возможность представить широкий ассортимент товаров. Второе: самообслуживание, которое позволяет экономить на продавцах и способствует совершению покупателем спонтанных приобретений. Третье: проведение акций и использование скидок на большие покупки. Четвертое: наличие удобных подъездных путей и автостоянки. Пятое: обучение и мотивация персонала.

В 1977 г. Жерар принял смелое решение - наиболее отличившихся и преданных сотрудников премировать акциями компании. Это, по его мнению, должно было способствовать формированию преданной команды и создать у работников личную заинтересованность в процветании компании. Кстати, в 2010 г. больше половины сотрудников группы «Ашан Россия» (магазины «Ашан», «Ашан-Сити», «Радуга») - 13 тыс. из 20 тыс. человек - стали ее совладельцами. Они воспользовались предложением работодателя конвертировать накопительную часть своих премий (которая могла быть выплачена наличными через пять лет) на общую сумму 520 млн. руб. в акции люксембургской Valauchanrus Sopaneer SCA, владеющей долями не только в «Ашан Россия», но и в головной Auchan Groupe. Подобная программа мотивации практикуется в девяти странах мира. По информации из открытых источников, в конце 2009 г. в собственности сотрудников сети в разных странах находилось 12,3% акций.

Выход на мировой рынок ритейла

Успех первого Auchan стал трамплином для создания масштабного бизнеса. Семья поверила в перспективность начинаний Жерара и сосредоточила все усилия на развитии маркетов - магазины открывались по всей стране, создавалась сеть Auchan. В 1981 г. открылся первый дочерний супермаркет Alkampo в Испании. Позже представительства Auchan появляются в большинстве стран Европы, а также Китае, Аргентине, Марокко, России, Украине.

Мюлье был первым во Франции ритейлером, который сформировал и внедрил основные правила успешной деятельности крупных маркетов. 

Сейчас семья Мюлье ведет активную маркетинговую политику, расширяя свое присутствие в Европе. Компания подписала соглашение с немецким дистрибутором Metro Group о прекращении деятельности маркетов Real в Центральной и Восточной Европе. Auchan продолжит их операционную деятельность, а также купит недвижимость соответствующих филиалов Metro Group в Польше, Румынии, России и Украине.

Где бы ни открывались маркеты Auchan, политика компании остается неизменной - максимальный ассортимент товаров по минимальным ценам, вовлечение персонала в развитие компании.

Сегодня группа AUCHAN присутствует в 16 странах и включает в себя по всему миру 1 657 магазинов, в их числе 888 гипермаркетов и 862 супермаркета. В сети трудятся 330,7 тыс. сотрудников, из них 163 тыс. акционеров. Компания занимает 2-е место в мире среди французских дистрибьюторов и 11-е место в мире в сфере продаж продуктов питания. Во всем мире AUCHAN придерживается одинаковой стратегии, выработанной 54 года назад: «предлагать широкий выбор качественных товаров, как можно дешевле, максимальному числу клиентов». Годовой оборот компании в 2014 году составил 53,5 млрд. евро.

Придет ли AUCHAN в Казахстан?

Напомним, что еще летом текущего года, по информации генерального директора консалтинговой компании Friendly Avia Support, редактора Retai.net Александра Ланецкого, группа компаний AUCHAN планировала выходить на казахстанский рынок. Первые гипермаркеты должны были открыться в Алматы, Шымкенте и, возможно , в Астане.

По информации Ланецкого, компания изучала рынок и вела переговоры с местными партнерами (крупные казахстанские компании, которые не стал называть собеседник, и которые стали, по его данным, инициаторами появления ретейлера в Казахстане). Эксперт рассказал, что рассматривается два варианта выхода французской сети гипермаркетов к нам: продажа франшизы местному партнеру или самостоятельный выход компании на новый рынок. Во втором случае казахстанский партнер французской корпорации может выступать девелопером.

Отметим, что по первому варианту Auchan заходил в Таджикистан. В начале 2015 российская «дочка» французского ретейлера объявила о заключении договора с франчайзи, который откроет гипермаркет в Таджикистане. Второй вариант был реализован на Украине в 2007. Оператор розничной торговли и украинская компания создали совместную девелоперскую компанию, которая строила помещения для французского гипермаркета.

Однако, в связи с непростой экономической ситуацией в Казахстане и падением потребительского спроса, AUCHAN, вполне мог и заморозить на неопределенное время экспансию на казахстанский рынок.

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости