menu

Денис Кривошеев: Если мы останемся на курсе 198, предпринимательство превратится в груз-200

Сегодняшняя ситуация свидетельствует, что уже 20 лет мы идем не туда и делаем не то, что надо. Нужно остановиться, понять и признать этот факт, и начинать строить новый Казахстан, пока еще есть силы, резервы и желание, заявил в интервью Zakon.kz известный журналист-блогер, экономический обозреватель Денис Кривошеев. 

- Денис, как вы думаете, почему у нас сегодня подорожал доллар, хотя в принципе Нацбанк еще в июле расширил коридор колебания обменного курса до 198 тенге. И все же...

- То, что тенге уперт в коридор... Этот коридор совершенно не соответствует действительности и никакого отношения к реальной ценности тенге не имеет, кроме как утверждение самого Келимбетова. Кайрат Нематович продолжает прятаться от комментариев, прятаться за спинами проплаченных и где-то добровольных помощников, тех, кто ратует за непроведение девальвации. Но, как мы видим, она все равно случилась. Вопрос, на какой объем. Если мы останемся на 198, то, я уверен, предпринимательство в Казахстане превратится в груз-200. То есть тенге 198 - предприниматель «груз-200».

Второе - у нас до сих пор нет понимания, что же происходит в  валютной политике. Ведомство это - Нацбанк - абсолютно закрыто, и к тому же является абсолютным монополистом по ликвидности. Другими словами, у нас все ресурсы находятся в Нацбанке.

Соответственно, нет никого, кто мог бы противопоставить свою позицию Нацбанку. Это все пугает даже профессиональных экономистов, и даже они боятся высказывать свое мнение, и мы не можем получить ни одного внятного профессионального комментария.

- Каким вы видите дальнейшее развитие событий?

- Первое - где я вижу тенге. Это гораздо выше, чем 300 тенге за доллар и для этого у меня есть фактическое обоснование, которое я в ближайшее время представлю.

Второе - правительство, конечно, не рискнет пойти свыше 300 тенге, иначе признает, что все эти годы шло не туда. Тенге надо отпускать и пока он не найдет равновесного курса, равновесной стоимости, мы ничего не получим.

Третье - единственным результатом сегодняшней девальвации будет только инфляция, потому что короткие девальвационные коридоры очень легко отыгрываются инфляцией, тогда как большие, серьезные девальвации на уровне 20-30% и более - нет. К примеру, российский опыт, особенно в части собственных товаров показывает, что инфляция замедляется на уровне падения доходов населения.

Но я по-прежнему считаю, что казахстанский рынок труда переоценен, и поэтому неконкурентоспособен. У некоторой части казахстанцев слишком высокие зарплаты, во многих случаях они уже сопоставимы с европейскими, чего быть не должно. У нас экономика должна быть как в какой-нибудь Румынии, и соответствующие зарплаты и цены. А получается, что у нас на фоне высоких доходов некоторой части населения, инфляция зашкаливает, а цены на недвижимость сопоставимы с ценами развитых стран.

Ну и самое главное - девальвация или коррекция курса тенге не должна стать причиной откладывания реформы. Сейчас в Казахстане созрела грандиозная, я бы сказал, астрономическая необходимость в реформировании. Нам нужна реформа налоговой системы, нам нужна реформа, которая привела бы к повышению уровня и квалификации трудовых сил. Нам нужна реформа, которая привела бы к появлению на рынке дешевых денег. Нам нужна реформа, которая позволила бы купировать инфляцию на начальном уровне, чтобы цены не поднимались. Соответственно, нам нужно такое развитие реформы, которое позволяло бы минимизировать инфляцию. Для этого есть все механизмы.

Сегодняшняя ситуация свидетельствует, что уже 20 лет мы идем не туда и делаем не то, что надо. Нужно остановиться, понять и признать этот факт, и начинать строить новый Казахстан, пока еще есть силы, резервы и желание.

Торгын Нурсеитова

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter