menu

Статьи

Во что вкладывают деньги иностранные инвесторы

1820

Чистый приток прямых инвестиций в Казахстан, в последние годы, по данным Национального банка, сокращаются.


Чистый приток прямых инвестиций, это - сумма собственного капитала, реинвестированного дохода, другого долгосрочного капитала и краткосрочного капитала, что отражено в балансе. Сами же прямые иностранные инвестиции (ПИИ), это — инвестиции, направленные на длительный контроль инвестора, владеющего более 10% компании в другой стране, над её хозяйственными операциями.


Самым высоким за последнее десятилетие чистый приток прямых инвестиций в Казахстан, по данным Нацбанка, был в 2013 году - $10,3 млрд. Уже в 2014 году он упал на 18%, до $8,5 млрд, в 2015-м – еще в 2 раза, до $4 млрд.


«Инвестиции - это даже не про деньги, особенно если мы говорим об инвестициях западных. Инвестиции, это - больше про бизнес. Бизнесмен с Запада, например Coca-Cola, приходит со своими технологиями, управлением, персоналом. То есть, такими инвестиции должны быть, по идее», - утверждает автор и основатель ресурса pfa.kz, преподаватель по управлению личными финансами и инвестициями Оркен Динасылов.


В 2016 году приток инвестиций вернулся к уровню 2014 года - $8,5 млрд, но в 2017-м снова рухнул почти вдвое, до $4,7 млрд, а в 2018 – еще на 17%, до $3,9 млрд и в 2019–2021  годах был ниже даже этого порога. Вряд ли и в 2022 году чистый приток прямых инвестиций в Казахстан резко вырастет.


«В наших странах (пост-советских - prodengi.kz) за прошедшие 30 лет мы привыкли к тому, что «дайте нам деньги и мы сами с ними что-нибудь сделаем». Для Запада это - большие риски, в том числе коррупционные. Под такие риски должны быть либо большие государственные гарантии, либо налоговые преференции. К тому же мы не знаем структуры инвестиций, приходящих в Казахстан в более ранние годы. Возможно, там есть деньги, нажитые не совсем честными бизнесменами, и они вернулись в страну, как ре-инвестиции», - считает Динасылов.


За 9 лет и I квартал 2022 года суммарный чистый приток прямых инвестиций в Казахстан из Великобритании был отрицательным и составил -$6,6 млрд, Китая -$1,4 млрд, США +$53,2 млрд, Нидерландов +$29,3 млрд, России +$9,1 млрд, Франции +$6,5 млрд, Швейцарии +$1,6 млрд.


Суммарный чистый приток прямых инвестиций Великобритании – отрицательный из-за того, что инвесторы изымали ранее инвестированный капитал из инвестиционного оборота: в 2014-2015, 2018-2019, 2021 и в I кв. 2022 года, а Китай с 2015 по 2020 годы только изымал капитал.


Другие страны: Нидерланды, Франция, Швейцария в отдельные годы также изымали капитал, но суммарный чистый приток прямых инвестиций из этих стран - положительный.


США, Россия только инвестировали в Казахстан весь этот срок с 2013 года по I квартал 2022 года.


«В мировой практике первый год работы компания инвестора освобождается от налогов. Такая компания должна обучить местный персонал, чтобы на этом, допустим, автопроизводстве, работали не просто чернорабочие, а уже инженеры. Должно развиваться дополнительное производство. Например, применительно к производству автомобилей, производство шин или сидений для автомобилей. Таким образом, благодаря налоговым преференциям, начинает увеличиваться добавленная стоимость продукции в нашей стране», - говорит Динасылов.


Если инвестор не делает этого через, там, 3-5 лет, ставки налогов, по его данным, будут расти.


Чистый приток прямых инвестиций в Казахстан за 2019-2021 годы, сократился и, по данным Нацбанка, составил, соответственно, $3,3 млрд, $3,7 млрд и $3,2 млрд, а за I квартал 2022 года - $1,8 млрд.


Доходы к выплате казахстанскими предприятиями прямого инвестирования иностранным прямым инвесторам за 2013-I кв. 2022 года составили $314,8 млрд.


Основные инвесторы 2022 года



Основными инвесторами по суммам инвестиций в I кв. 2022 года в Казахстан были Нидерланды, США, Великобритания, Швейцария, Россия, Китай и Франция.


Для роста притока иностранных инвестиций и получения статуса ассоциированного члена инвесткомитета ОЭСР, Казахстан в 2017 году присоединился к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям и принял Национальной инвестстратегию на 2018-2022 годы, разработанную в сотрудничестве со Всемирным банком, создал Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций, ввел инвестомбудсмена, обязанности которого выполняет премьер-министр РК, фронт-офисы по привлечению инвесторов в некоторых посольствах страны, работает над снижением административных барьеров, улучшением правовой защиты и услуг инвесторам.


За I квартал 2022 года доходы к выплате предприятиями Казахстана инвесторам, по данным Нацбанка, составили $6,36 млрд. Более трети из этой суммы казахстанские предприятия должны были выплатить Нидерландам - $2,4 млрд, почти треть – США, $2,01 млрд, Великобритании - $271 млн, Швейцарии - $252 млн, России - $240 млн, Китаю - $197 млн и Франции - $185 млн. Суммы выплат другим странам значимо меньше.


В ковидные 2020-2021 годы инвестиции в Казахстан сокращали или вовсе изымали капитал развивающиеся страны: Беларусь, Венгрия, Индия, Узбекистан.


Однако сокращение до минимума инвестиций Германией – суммарно -$24 млн, Гонконгом -$3,7 млрд, Каймановыми островами (британскими) -$553 млн, Маврикием -$234 млн, Японией – почти -$300 млн за 2021- I кв. 2022 года, может быть вызвано отрицательным опытом инвестирования в нашу страну.


Причины оттока иностранного капитала из страны, чаще всего - уровень развития инвестклимата, социальная и политическая обстановка и общее состояние экономики.


Иностранные инвесторы столкнулись в последние 2-3 года в Казахстане с влиянием ковида, спадом в экономике, с высокой социальной напряженностью, спровоцированной извне террористами и вылившейся в январские трагические события 2022 года, с несовершенством налогового законодательства.


Отметим, что Нидерланды реинвестировали в I кв. 2022 года почти 50% дохода, США и России – по 86%, Китай – 93%, Франции - 13%, Великобритания почти весь доход выплатила на дивиденды, Швейцарии выплатила на дивиденды весь доход и еще $170 млн из акционерного капитала.


Инвестиции распыляются по отраслям экономики


Наиболее крупными отраслями вложений прямых инвесторов в I кв. 2022 года без горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, а также без добычи сырой нефти и природного газа, были обрабатывающая промышленность, в том числе, металлургия и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, торговля, строительство.


В I кв. 2022 года чистый приток прямых инвестиций в Казахстан по 59 видам экономической деятельности резидентов составил, без добычи сырой нефти и природного газа $1,8 млрд.


Наиболее крупными отраслями инвестиций были обработка - $815 млн, в том числе, металлургия и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - $555 млн, торговля - $303 млн, строительство - $199 млн инвестиций.


«Нам сегодня нужно просто понимать, чего мы хотим, какое направление в нашей экономике нам нужно развивать. Если нам нужно развивать сельское хозяйство, то нам никто не даст денег, чтобы мы опять разворовали эти деньги и потом из Нацфонда это закрывали», - считает Динасылов.


В обрабатывающей промышленности инвестиции распределяются по 13 направлениям.


В сельское, лесное и рыбное хозяйство в I кв. 2022 года вложено всего $11,3 млн. В 2015–2016  годах чистый приток прямых инвестиций в отрасль составлял $71,5 млн и $50,2 млн, соответственно. Затем инвестиции стали сокращаться.


Наиболее активно инвестируют деньги не в добычу, а в перерабатывающие предприятия, включая машиностроение, в Казахстане, страны ЕАЭС, в том числе Россия.


Так, в переработке российские инвесторы из компаний Технониколь и Экокультура строят в Казахстане, по данным Kazakh Invest, завод по производству изоляционных материалов и тепличный комплекс, общей площадью 500 га, не имеющий аналогов в стране. Общая сумма этих проектов составляет $1,1 млрд.


За I квартал 2021 года реализованы три проекта ВИЭ российскими инвесторами компании Hevel, в Туркестанской, Кызылординской областях и в городе Шымкенте построено 3 солнечных электростанции мощностью 80 МВт.


Также, в сфере переработки интересны реализуемые проекты: завод по производству кальцинированной соды стоимостью $325 млн, реализуемый турецким холдингом Yildirim в Жамбылской области, в Акмолинской области испанская компания TSK строит предприятие по переработке мяса на $110 млн, в Алматинской области арабскими инвесторами на предприятии по переработке фруктов произведено продукции на сумму $82 млн.


Людмила Валентинова


Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости