В Казахстане изменят условия выдачи кредитов
АРРФР подготовило изменения и дополнения в Правила предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг, сообщает Zakon.kz.
В частности, предлагается указывать размер вознаграждения и годовой эффективной ставки вознаграждения с учетом верхнего и нижнего диапазона по каждому виду банковского займа и вклада, а также сообщать об ответственности должников при неисполнении ими обязательств по займу.
Как считают в агентстве, это будет способствовать полноте и прозрачности предлагаемых банками услуг, и правильному восприятию клиентами информации о полной стоимости продукта. Также диапазон ставок будет указан по каждому виду банковского займа или вклада, что исключит возможность указания в рекламе ставки вознаграждения от минимального до максимального показателя (к примеру, от 1% до 56%).
«Для полноценного понимания потребителями всех рисков предлагается в рекламе сообщать об ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по займу в части принимаемых банками мерах по взысканию просроченной задолженности», - пояснили в АРРФР.
Кроме того, в правила добавлено, что распространение рекламы о банковских услугах осуществляется в соответствии с требованиями законов о рекламе, о банках, а также следующими требованиями:
реклама является достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств непосредственно в момент ее представления;
в рекламе, за исключением рекламы на радио, указываются номер лицензии банка и наименование органа, выдавшего лицензию;
ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальная стоимость) указываются в рекламе банковских займов и вкладов (за исключением межбанковских), в случае указания размера вознаграждения по банковским займам и вкладам.
При этом реклама банковских займов независимо от формы или используемого средства ее распространения или размещения обеспечивается сопровождающим сообщением об ответственности заемщика – физического лица в случае невыполнения обязательств по договору банковского займа.
В сообщении указываются сведения о правах банка по:
начислению неустойки (штрафа, пени);
обращению взыскания на деньги, имеющиеся на банковских счетах заемщика;
передаче задолженности на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству;
обращению с иском в суд и иные сведения, предусмотренные внутренними документами банка.
Также предусматривается, что банк до заключения договора банковского займа уведомляет клиента о поступлении заявления о предоставлении банковского займа путем направления сообщения либо звонка на абонентский номер устройства сотовой связи с запросом подтверждения от клиента.
Банк имеет основания на заключение договора банковского займа только в случае подтверждения клиентом информации о направлении заявления о предоставлении банковского займа.
При этом еще до заключения договора банковского вклада или договора банковского счета, помимо необходимых сведений и документов, банк должен представить клиенту в письменной форме информацию об условиях договора банковского вклада или счета.
«Ознакомление клиента-физического лица с информацией совершается путем подписания клиентом-физическим лицом информации», - говорится в дополнении.
Подготовлены поправки и в части взаимодействия банка с заемщиком, имеющим просрочку.
Так, говорится, что взаимодействие банка с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, или его представителем, либо третьим лицом, связанным обязательствами с кредитором в рамках договора банковского займа, осуществляется:
с 8.00 до 21.00 часов в будние дни по времени места жительства либо места нахождения заемщика, либо места регистрации заемщика, если иной период взаимодействия из предложенного банком в пределах указанного в настоящем подпункте периода времени не определен заемщиком при личном обращении в банк;
не более трех раз в неделю и не более одного раза в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни при личном контакте по инициативе банка по месту жительства или месту нахождения, или месту регистрации заемщика, или в помещении банка (филиала) по месту его нахождения;
не более трех раз в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни посредством телефонных переговоров по инициативе банка;
с фиксацией процесса взаимодействия с помощью средств аудио- или видеотехники с аудиофиксацией.
При этом банк хранит материалы аудио- и видеозаписи в течение шести месяцев с даты взаимодействия с заемщиком, его представителем, или третьим лицом.
Вместе с тем оговаривается, что взаимодействие банка с третьим лицом, не являющимся заемщиком, допускается для установления места нахождения или контактных данных заемщика при наличии такого условия в договоре банковского займа, заключенном с заемщиком.
Также предлагается сократить срок проведения процедуры реабилитации с 5 до 2 лет. Как считают в агентстве, эта поправка будет способствовать урегулированию проблемной задолженности перед банком.
Как отмечают в агентстве по регулированию и развитию финансового рынка, проект разработан в целях усиления защиты прав заемщиков, а именно:
полноценного понимания потребителями финансовых услуг о стоимости финансовых услуг и об ответственности и рисках, в случае несвоевременного возврата займа;
противодействия кредитному мошенничеству, путем установления требований к банкам по уведомлению клиента о поступлении заявки на получение кредита;
информирования потребителей финансовых услуг о существенных условиях договора банковского счета и банковского вклада, путем предоставления памятки;
утверждения формы уведомления банка при наступлении просрочки исполнения обязательств по договору банковского займа;
введения альтернативных каналов предоставления письменных ответов клиентам банка и установления сроков рассмотрения обращений клиентов банка.
Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 11 октября.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter