Интересы пассажиров и безопасность: как будут развивать гражданскую авиацию
Развитие гражданской авиации в пост-пандемичный период должно стать более активным и клиентоориентированным. Премьер-министр Алихан Смаилов указал, какие проблемы необходимо решить в первую очередь.
«В отдельных аэропортах страны требуется проведение ремонта взлетно-посадочных полос. Практически везде используется устаревшая спецтехника: трапы, топливозапрочные машины, тягачи. Не соблюдаются международные стандарты приаэродромного пространства, когда земли вокруг аэропортов используются под жилую застройку и бизнес. Это влияет на безопасность полетов», - заявил он на заседании правительства во вторник.
Второй, не менее важный аспект - увеличение производства авиакеросина. Премьер подчеркнул, что именно наличие отечественного топлива является одним из ключевых факторов привлечения к нам грузовых авиакомпаний, которые транзитом проходят через нашу страну, а Казахстан должен быть заинтересован в наращивании грузовых авиаперевозок, улучшении качества обслуживания судов.
И самое главное - мнение общества. Смаилов отметил, что «население выражает обоснованную критику в адрес отечественных авиакомпаний».
«К примеру, по отмене рейсов перед вылетом. Так, в январе-феврале т.г. компания «Fly Arystan» отменила почти половину рейсов из аэропорта Костаная в Астану и Алматы. Также 25 февраля пассажиры этой авиакомпании устроили скандал из-за задержки рейса «Астана-Шымкент» на 10 часов. В результате его вообще отменили. К сожалению, представители авиакомпаний избегают прямого диалога с пассажирами, вовремя не комментируют причины задержки, не предлагают соответствующий сервис. Кроме того, вызывает вопросы и политика ценообразования. Например, полуторачасовой перелет так называемого лоукостера из Астаны до Алматы может стоить в два раза дороже аналогичного по расстоянию маршрута в Европе, США или Китае», - констатировал премьер.
Действующее сегодня динамическое ценообразование авиакомпаний работает на максимизацию их доходов, но не в интересах потребителей. Так называемый топливный сбор, который по логике должен зависеть от изменения цены на авиатопливо, остается в цене билета на одном уровне. Поэтому, отметил глава правительства, «следует пересмотреть отношение к ценообразованию, постоянно работать над улучшением сервиса авиаперевозок и качества обслуживания». «Интересы пассажиров должны быть ключевым приоритетом», - подчеркнул он.
Казахстанская авиация, судя по официальным данным, развивается достаточно активно. По итогам 2022 года отечественными авиакомпаниями перевезено 11 млн пассажиров, что на 17% больше в сравнении с 2021 годом. За 4 месяца 2023 года число перевезённых пассажиров увеличилось на 38% и составило 3,6 млн человек (2022 год – 2,6 млн). Объем обслуженных полетов за 2022 год составил 410 тысяч самолетов что на 90% превышает показатель 2021 года (215 тысяч самолетов).
Уровень соответствия стандартам безопасности полетов Казахстана составляет 82%. Это самый высокий показатель среди стран СНГ. Доля аэропортов, соответствующих требованиям ИКАО, составила 94,7%.
Безопасность определена главным приоритетом. Авиационной администрацией с момента ее создания (2019 год) проведено 934 проверок и сертификаций, а также было выдано около 1500 разрешительных документов для выполнения полетов. Приостановлены или отозваны сертификаты эксплуатантов у 7 авиакомпаний (B&K Aero, Jupiter Jet, AirControl, Ак-Сункар, QazaqHelicopters, PoliaRis, Южное Небо), которые не соответствовали сертификационным требованиям и создавали угрозу безопасности полетов, а также временно приостановлена эксплуатация взлетно-посадочной полос у
7 аэропортов (Актобе, Шымкент, Жезказган, Петропавловск, Талдыкорган, Балхаш).
Сегодня в Государственном реестре гражданской авиации РК состоит 915 воздушных судов. Свою деятельность осуществляют 55 казахстанских эксплуатанта. В регулярных пассажирских перевозках задействовано 90 cамолетов 5 авиакомпаний (Эйр Астана/FlyArystan, SCAT, Qazaq Air, Южное небо и Жетысу). И за 2020-2023 годы отмечается существенное снижение числа авиапроисшествий.
Внутренний рынок авиаперевозок полностью либерализован, то есть любая казахстанская авиакомпания, может выполнять полеты по любым внутренним маршрутам в соответствии с имеющимся спросом без ограничений. В настоящее время внутренние авиаперевозки осуществляются 5 казахстанскими перевозчиками (группа компаний АО «Эйр Астана», SCAT, Qazaq Air, Южное небо, Жетісу). В неделю выполняются 706 рейсов по 56 внутренним авиамаршрутам.
В целях улучшения доступности полетов и развития внутреннего туризма применяется субсидирование авиамаршрутов. На 2023 год из республиканского бюджета выделено 7,2 млрд тенге для субсидирования
23 авиамаршрутовв 7 областях. Приоритет отдаетсявнутренним туристическимдестинациям. Рейсысубсидируются в СКО, ВКО, Туркестанскаяобласть, Улытаускаяобласть, Жамбылская область, Акмолинская область, Павлодарская область.
Для развития международных пассажирских авиаперевозок с 2017 года внедрен режим «open sky», а также ежегодно открываются новые международные маршруты. На сегодняшний день международные перевозки выполняются в 27 стран по 103 авиамаршрутам 3 отечественными и 26 иностранными авиакомпаниями, что выше допандемийных показателей. До конца года ожидается открытие ещё 9 новых международных маршрутов в Доху, Куала-Лумпур, Анкару, Карачи, Лахор, Джидду, Маскат, Прагу и Тель-Авив. А до 2025 года планируется открытие рейсов в Мумбай, Гонконг, Вена, Токио, Сингапур, Нью-Йорк и другие.
Арина Горбунова
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter