menu

Компании и инновации

Эксперты рассказали о проблемах малого бизнеса

354

Господдержка не доходит до малого бизнеса: что предлагают изменить. В НПП «Атамекен» рассказали LS о проблемах предпринимателей. 

 

По данным Минфина, в Казахстане действует 101 мера господдержки бизнеса. В нее входят: льготное кредитование, гранты, субсидии, налоговые меры поддержки, упрощение регуляторных процедур, консультационную и информационную поддержку. А также содействие в выходе на экспортные рынки.

 

Для определения их эффективности, по информации НПП, нужно полностью автоматизировать и интегрировать данные. В связи с этим ведется работа по наделению палаты полномочиями по ведению реестра субъектов предпринимательства, в том числе получающих господдержку. После этого получится провести должный анализ и выработать предложения по улучшению мер.

 

В Атамекене отметили, что не все виды помощи дают одинаковые позитивные результаты. Есть две причины, которые на это влияют.

 

Во-первых, доступ усложнен из-за забюрократизированных процедур, высоких требований к заявителям. Также мешает недостаточная информативность о доступных инструментах.

 

Во-вторых, наблюдается недостаточная адресность. Программы зачастую разрабатываются без учета специфики отдельных отраслей и регионов. Это приводит к несоответствию предлагаемой поддержки реальным потребностям бизнеса.

 

Также, по информации НПП, нужно устранить ряд барьеров.

 

Например, в малом бизнесе (МБ) негативное влияние оказывают слабая конкурентоспособность, нечеткая ответственность у местных исполнительных органов за развитие сектора, несильная интеграция. Помимо этого, мешает недостаточный анализ эффективности региональных программ и приоритетов.

 

В организации отметили, что данная сфера играет критически важную роль в повышении доходов населения, так как в ней трудятся 42% занятых в экономике страны.

 

Однако, по информации палаты, малый бизнес боится переходить в категорию среднего из-за сложности учета и дополнительной налоговой нагрузки, что является индикатором доверия к государству. При этом текущая фискальная система не обеспечивает должного уровня собираемости выплат, не способствует снижению теневой экономики и не стимулирует предпринимателей укрупняться. Из-за этого в налоговых отчислениях доля МСБ достигает всего 22% по итогам 2023 года.

 

Помимо этого, по наблюдениям НПП, для акимов регионов, где сконцентрирован сектор малого бизнеса, основным показателем развития является рост ВРП, который дают крупные предприятия. Таким образом, развитие сферы не находится в фокусе экономической повестки регионов.

 

Поэтому требуется комплексный подход, включающий разработку собственных программ развития малого бизнеса в каждом регионе. В свою очередь институты развития должны адаптировать свои инструменты помощи под особенности и конкурентные преимущества области или мегаполиса, считают в НПП.

 

По мнению организации, акимы должны нести персональную ответственность за развитие МБ в своих регионах. Рост доходов и занятости должны стать ключевыми показателями программы и оценки их работы. В построении рейтинга руководства предлагается использовать результаты независимых опросов. В KPI должны учитываться как численность занятых в секторе, так и налоговые поступления.

 

В связи с этим в Атамекене предлагают разработать программу по развитию малого и микробизнеса на базе ключевых приоритетов, определенных для каждого региона. Она должна включать в себя как финансовые, так и нефинансовые меры поддержки. Также можно добавить возможность развивать инфраструктуру, чтобы интегрировать предпринимателей в местные экономики.

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter