Что происходит с ценами на продукты
Резкое подорожание даже основных продовольственных товаров ощутили абсолютно все казахстанцы. Даже покупки в магазине у дома существенно опустошают наши кошельки. Обещанные правительством меры по сдерживанию инфляции и регулирования цен на основные виды продовольственных товаров ожидаемого ощутимого результата не дают. Разбираемся, что же происходит с ценами.
Объективно - рост цен на продовольствие происходит во всем мире. В апреле ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) зафиксировала абсолютный рекорд роста индекса цен на продовольствие с момента его введения - с 1990 года. На это есть несколько причин, в числе которых и резкий обрыв всех производственных связей из-за пандемии еще в 2020 году, сокращение урожая в мире из-за засухи в одних странах и слишком обильных дождей в других, и конечно же, война на Украине. Страны-поставщики сельхозпродукции, опасаясь дефицита на внутренних рынках, начали вводить ограничения - Индонезия на экспорт пальмового масла, Индия ограничила экспорт зерна. В Казахстане на данный момент действуют ограничения на экспорт пшеницы и масличных, запрет на экспорт мяса КРС и живого скота.
В последние два месяца ФАО фиксирует снижение индекса продовольственных цен, однако оно слишком незначительно, чтобы существенно повлиять на общемировые тенденции. К примеру, мировые цены на пшеницу в июне упали на 5,7%, однако они превышают прошлогодний показатель на 48,5%. Мировые цены на фуражные зерновые также упали на 4,1%, но остались выше прошлогодних цен на 18,4%.
Ситуация в Казахстане ничем не отличается от общего положения на продовольственных рынках других стран. При этом нам достаточно сложно фиксировать цены и требовать от сельхозпроизводителей снижения цен, поскольку во всем производстве АПК достаточно высока импортная составляющая. Это и сельхозтехника, и запчасти к ней, семена, пестициды, удобрения и даже корма (к примеру, птицеводы импортируют соевый шрот для корма), и даже упаковка продукции. А там, где импорт - всегда есть курсовая разница.
«Дорожает себестоимость всего абсолютно. Если мы говорим о растениеводческой, животноводческой продукции, то дорожает всё - солярка, удобрения, семена, минеральные удобрения, инсектициды, пестициды и так далее. Всё это абсолютно выросло в цене, и очень хорошо выросло, по многим позициям на 70–80%. Помимо этого, есть позиции, которые растут еще и из-за того, что внешние рынки на это играют — это пшеница, подсолнечное масло, сахар, кукуруза, соя, рапс. И осенью нас еще наверняка будет ждать новое потрясение, потому что затраты сейчас все больше и больше, деньги дорожают, и соответственно, растёт и себестоимость, то есть на выходе будет все дороже», - говорит аграрный аналитик Кирилл Павлов.
Помимо внешнего влияния и курсовой разницы, на цены влияет и достаточно сложная цепочка поставок продукции на рынки. У большинства сельхозпроизводителей нет собственной логистики для доставки продукции. Как правило, этим занимаются оптовые поставщики и логистические компании, которые покупают продукцию у сельхозпроизводителей и продают ее оптовым компаниям либо крупным торговым сетям. Единой товаропроводящей сети, которую в Казахстане обещают создать уже несколько лет, до сих пор нет, и посредников с рынка убрать не удается. Особенно остро их присутствие ощущается в секторе животноводства: по данным отраслевых ассоциаций, к стоимости продукции от фермера только по дороге на рынки, продукт дорожает на 30–50%. Добавляем к этому торговые наценки продавца на рынке либо магазина - и получаем удорожание продукции в среднем на 50–70%.
Можно вспомнить, что сегодня сельхозпроизводители получают субсидии от государства на единицу продукции (так называемые товарно-специфические субсидии). Но, к примеру, в птицеводстве госсубсидии покрывают 3–5% себестоимости. Яичные производители неоднократно озвучивали, как формируется цена на яйца в стране. В отпускной цене птицефабрик 78% - это «чистая» производственная себестоимость, куда входят затраты на корма для птиц (52,7%), фонд оплаты труда работникам фабрики (7,9%), ветеринарные препараты (1,76%), расходы на коммунальные услуги - электроэнергию, газ (2,2%), упаковка яиц (4,4%), 6,6% предприятие тратит на административные расходы, 4,4% - на банковские вознаграждения (проще говоря - выплаты по кредитам, поскольку все предприятия работают с привлечением займов), и 10,7% НДС. После выхода с птицефабрики к цене добавляется порядка 4% - доставка яиц в регионы. 13% - затраты на розничную фасовку, 19% - дистрибуция, порядка 20% - уже в самой торговой точке. Суммарно по пути от фабрики до прилавка яйца дорожают на 60%.
Решать эти проблемы правительство обещает. В планы кабмина входит и создание новых сельхозпредприятий в тех сферах, где Казахстану не хватает собственного производства (это молочная продукция, мясопереработка, сахар, яблоки, рыбная продукция и другие). Одновременно планируется сформировать всё-таки национальную товаропроводящую систему, которая в идеале станет единственным посредником между сельхозпроизводителем и торговой сетью. По прогнозам правительства, вся эта работа будет завершена уже в ближайшие годы. Но как повлияет ли даже полная реализация этих планов на конечную стоимость продуктов питания, пока точно сказать невозможно. Хотя бы потому, что планы по сокращению цепочек посредников, и развитию проектов для импортозамещения выстраиваются с завидной регулярностью, однако на конечной стоимости продуктов для потребителей все эти планы пока никак не отражаются.
Арина Горбунова
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter