Люди перестанут покупать новые смартфоны - эксперт
Что такое диффузия инноваций?
В 1983 году социолог Эверетт Роджерс предложил свою модель описания «диффузии инноваций» - процесса распространения новых технологий среди широкого круга потребителей. В своем исследовании Роджерс использовал S-образную кривую диффузии инноваций, которая показывает зависимость распространения того или иного продукта от индивидуальной предрасположенности покупателя к восприятию инноваций. Для этого ученый выделил пять групп потребителей: новаторы, ранние последователи, ранее большинство, позднее большинство и опоздавшие.
Идея заключается в том, что благодаря различным контактам между потребителями распространение продукта происходит максимально быстро. Сначала группа новаторов (2,5% населения) начинает продвигать ту или иную технологию, подключая к процессу ранних последователей (13,5%).
Спустя некоторое время инновацию признают раннее большинство (34%) и позднее большинство (34%). В конце концов, так называемые опоздавшие (проще говоря, консерваторы, 16% населения), тоже меняют свое отношение к новинке и начинают ею пользоваться.
Что станет с рынком смартфонов?
Если сопоставить модель Роджерса с современным рынком смартфонов, можно сделать важное открытие. Удивительно, но рынок мобильных телефонов не только полностью подчиняется предложенной в 1983 году схеме, но и сейчас находится на стадии внедрения в группу «консерваторы». В США степень распространения смартфонов уже составляет выше 80%, аналогичная ситуация наблюдается на пяти крупнейших европейских рынках смартфонов.
В случае, если потребители будут адаптироваться с такой же скоростью, в 2020 году рынки смартфонов столкнутся с замедлением роста распространения новых технологий за счет сокращения тех самых «опоздавших». А уже к 2025 году произойдет перенасыщение рынка или 100%-ное распространение смартфонов.
Что касается распространения отдельных платформ, то здесь все еще интереснее. Безусловными лидерами на данный момент являются iOS и Android, а среди аутсайдеров замечены Microsoft и Nokia. Эксперты еще могут спрогнозировать ситуацию на рынке смартфонов, однако предсказать поведение технологической корпорации они не в силах. Современные IT-гиганты стали слишком уж непредсказуемыми.
Никто не будет покупать новые телефоны?
Благодаря сопоставлению современных данных с моделью Роджерса можно проследить, каким образом анонс того или иного продукта влияет на общий уровень адаптации потребителей.
Вы наверняка и сами замечали, что раньше покупка нового телефона давала некий вау-эффект, вы испытывали другие эмоции. Сейчас производители максимум меняют количество мегапикселей и название процессора, но нет такого, как с кнопочными телефонами: другая форма, клавиатура и так далее. Отсюда и отсутствие интереса и эмоций, да и просто нет ощущения, что это что-то новое.
С этим соглашается владелец медиагруппы i10.ru Михаил Королев:
«Зачастую люди просто говорят «у меня айфон» и все. У меня был iPhone XS, а сейчас пользуюсь iPhone 7, и как-то не ощущаю особой разницы. Да, фотографии в темноте хуже, но не более. Лучше в путешествие поехать на разницу в цене».
Что будет после перенасыщения рынка?
Полагаю, производители смартфонов больше не станут переманивать клиентов своих конкурентов, а сфокусируются на собственных потребителях. А, возможно, мы перестанем гоняться за трендами и станем обновлять свои смартфоны гораздо реже. Та же Apple уже действует по этой тактике, и она приносит компании хорошие результаты.
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter