Будущее банков – магазин или онлайн-офис?
2016 год войдет в историю банковского сектора Казахстана. Сразу несколько крупных финансовых институтов задали новые тренды построения бизнеса, такие как банк-магазин, полностью виртуальный банк без офисов и банкоматов и объединение традиционного банка с кредитными онлайн-сервисами.
Постараемся разобраться, последуют ли за ними остальные участники рынка, следует ли ждать массового ухода банков в online и какими еще новыми финансовыми услугами скоро смогут воспользоваться казахстанцы.
Большинство опрошенных экспертов считают, что в ближайшем будущем банки перестанут жить в парадигме «кредит-депозит» и перейдут в новое качество гибридных бизнесов, где сами по себе финансовые услуги будут частью единой экосистемы, а банки будут чем-то средним между банком и онлайн-ритейлером или полностью уйдут в онлайн.
Так, например, в начале июня один из крупнейших банков Казахстана - KaspiBank - представил первые результаты работы собственных новых онлайн-сервисов, реализованных на платформе Kaspi.kz. С начала 2015 года казахстанцы купили онлайн более 115 тыс. товаров и совершили 33 млн платежей, сэкономив на беcкомиссионной оплате более 3 млрд тенге.
Тренд «банк-магазин»
Мысли о создании комплексных систем, позволяющих не только предоставлять банковские услуги, но и реализовывать товары, посещают многих участников рынка не только в Казахстане. Особенно это заметно на фоне позитивной статистики платформы для онлайн-торговли Amazon, согласно которой 36% использующих ее продавцов зарабатывают от 100 тыс. до 1 млн долларов в год, говорит Андрей Полищук, отвечающий за развитие бизнеса Amazon в СНГ.
13% продавцов через Amazon зарабатывают от 1 до 10 млн долларов в год, а 2% - более 10 млн. Поэтому создание собственных сервисов или платформ для онлайн-ритейла видится многим банкирам как логичное развитие финансовых услуг будущего.
«Банки, ритейл и транспорт с точки зрения мировых трендов - это самые быстроменяющиеся сейчас отрасли. Они весьма оперативно впитывают в себя новые технологии и новые модели, ищут свою новую прибыль как раз на стыке. Уже появляются компании, которые предоставляют клиентам сразу и финансовый сервис, и сервис покупки товара - например, ритейлер PurchasingPower, работающий с корпоративными клиентами. Ведь удобно не искать, где тебе дадут кредит, а оформить все сразу без лишних усилий», - считает Дмитрий Красюков, заместитель гендиректора SAP СНГ.
Опыт PurchasingPower коррелирует с результатами работы Kaspi.kz. «Пользователям наших онлайн-сервисов нравятся платежи без комиссий и выгодные покупки в кредит. Специально для «Магазина» на сайте Kaspi.kz мы сделали «Кредит на покупки» с процентной ставкой 19,95%. По обычному кредиту от того же KaspiBank в обычных магазинах процентная ставка составляет 24,95%», - комментирует нововведение председатель правления банка Михаил Ломтадзе. С ростом онлайн-услуг (в мае 2016 было совершено более 15 тыс. покупок, что в 7 раз больше, чем годом ранее) KaspiBank планирует внедрять новые стандарты обслуживания и новые сервисы уже непосредственно в самих отделениях.
Тренд «виртуальный банк»
Несколько месяцев назад AltynBank запустил цифровой банковский сервис Altyn-i, который работает без физических отделений и банкоматов.
Как считает партнер AT Consulting Игорь Хомич, внедрявший сервис Altyn-i, главное - не то, что у банка отсутствуют офисы, а то, что теперь качественные услуги предоставляются по новым цифровым каналам. «Чтобы стать клиентом банка, человеку достаточно зайти на сайт и зарегистрироваться в системе. Оператор обслуживающего центра проводит небольшое собеседование, сверяет человека с фотографией на удостоверении», - отмечает Хомич.
«В стране есть только два-три банка, которые идут по пути трансформации бизнеса».
Сооснователь холдинга ID Finance, представленного с 2014 года в Казахстане сервисом онлайн-кредитования MoneyMan.kz, Борис Батин считает, что за современными технологиями будущее. «Все больше услуг будут предоставляться в режиме онлайн. Для реализации данных идей потребуется плотное взаимодействие между банками и финтехкомпаниями».
Тренд «развитие онлайн-кредитования крупными игроками»
В чистом виде виртуальных банковских продуктов на рынке Казахстана пока немного, однако многие игроки активно следуют тренду виртуализации и сращивания онлайн- и офлайн-услуг. Не так давно Казком ввел в своих отделениях услугу «Видеобанк», операционисты работают с клиентами дистанционно через видеоинтерфейс.
Онлайн-модель гораздо выгоднее традиционной, когда необходимо открывать офис или развивать сеть. Ярким примером такого сотрудничества можно назвать совместную работу банка «Открытие», имеющего множество отделений, и полностью виртуального «Рокетбанка» в России, которые запустили ряд проектов, в том числе и кобрендовые карты.
Автоматизация процессов позволяет значительно экономить средства на аренде, накладных расходах и ФОТ, инкассации и т. д. Сегодня банки оптимизируют свою филиальную сеть и пользуются онлайн-технологиями, чтобы расширить базу пользователей.
«В современном мире построить с нуля проще, чем перейти на новую платформу. IT-системам многих банков в Казахстане десять-двадцать лет, в них были вложены большие средства, но не проводился регулярный рефакторинг. Переход на новую платформу будет для них непростым и очень дорогим, к тому же этот процесс сопряжен с множеством рисков», - считает Б. Батин
В то же время эксперты выражают некоторую настороженность в отношении развития собственных сервисов у банков. «Думаю, в будущем мы увидим большое количество сделок по покупке платформ, решений, нежели развитие проектов внутри банков», - комментирует представитель сервиса MoneyMan.kz.
Kaspi также делает ставку на интеграцию сервисов и активно использует свою ритейл-платформу для популяризации онлайн банковских продуктов, предлагая эксклюзивные условия кредитования через сайт (беспроцентная рассрочка, отказ от страховок и комиссий по онлайн-кредитам). Банк активно демонстрирует потребителям преимущества онлайн-продуктов, поскольку верит, что за ними будущее.
Представитель ATConsulting Игорь Хомич заключает, что конкуренция в Казахстане в данном сегменте пока только зарождается. «В стране есть только два-три банка, которые идут по пути трансформации бизнеса».
Действительно, сегодня можно сказать, что финансовая сфера Казахстана находится на пути масштабных преобразований, и те, кто первыми «оседлают» ключевые тренды и предложат потребителям продукты и сервис «завтрашнего дня», обеспечат себе преимущество и уверенное положение на рынке на долгие годы.
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter