Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Банковские карточки - вопросы и ответы

23 Апрель 2010 4 15168 (с) журнал "Наши деньги ЦА"

«Мой муж оформил кредитную карточку. Попросил на работе переводить на нее зарплату, однако ему отказали, сказав, что для этих целей нужна совсем другая карточка. В чем разница?», Сания Акчулакова, Талдыкорган

Весьма распространено мнение, согласно которому все карточки однотипны. На самом деле они делятся на три вида: дебетные, кредитные и дебетно-кредитные. Держатели дебетных карточек пользуются только собственными деньгами, имеющимися на счете. Чаще всего это наша с вами зарплата. Если у вас кредит в банке, который выпустил карточку, то ежемесячное погашение происходит автоматически, когда со счета списывается необходимая сумма.

А вот у кредитных карточек совсем другое назначение. Во-первых, зарплата на них не поступает. Во-вторых, деньги на карточку человеку банк дает в долг. То есть вы берете мини-кредит. При помощи такого вида платежной карточки можно совершать покупки в торговых центрах, оплачивать счета в ресторанах, снимать наличность и т.д. Но поскольку это кредитная карточка, то необходимо ежемесячно погашать долг с начисленным за пользование процентом.

И третий вид - это дебетно-кредитные карточки. В таком типе карты совмещены возможности первого и второго вида пластика. То есть помимо перевода зарплаты банк может предоставить вам и некоторую сумму в виде кредита.

Один счет - двойной расчет
Если ваш семейный доход базируется на одной карточке, то можно открыть доступ к ней сразу нескольким членам семьи. Так, к примеру, отец семейства может оформить дополнительную платежную карточку на своих детей или супругу. Они, так же как и он, могут снимать деньги с его счета и производить платежные операции. При этом глава семейства может установить лимит на снятие с карточки определенной суммы денег. Чтобы открыть такую дополнительную функцию, необходимо просто написать заявление в банк о передаче таких полномочий дополнительным лицам.

Где и как открыть дополнительную карточку?
Для того чтобы получить карточку, необходимо обратиться к менеджеру банка и предоставить пакет документов. Это оригиналы удостоверения личности и РНН, а также подписанный владельцем счета список лиц, которым выдаются дополнительные карточки. После проверки необходимых документов менеджер предложит вам заполнить заявление и договор в двух экземплярах (один для банка, другой для вас). Помимо этого, будущие держатели дополнительных карточек так же должны предоставить аналогичный пакет документов - оригинал удостоверения и РНН.

Примечательно, что с 13 августа процедура оформления карточки станет еще проще, так как с введением индивидуального идентификационного номера (ИИН) необходимость в предоставлении РНН отпадет, поэтому при выпуске платежной карточки клиенты будут предоставлять только документ, удостоверяющий личность.

Необходимо помнить, что любая карточка выпускается только на определенный срок (указан на ее лицевой стороне), по истечении которого необходимо оформить перевыпуск, также обратившись к менеджеру банка.

Спасаем деньги
Как часто мы слышим о случаях, когда люди теряют кошелек, в котором находится карточка, причем, иногда рядом с ней лежит листок, на которой указан ПИН-код. Понятно, что в этом случае мошеннику не нужно прилагать никаких усилий, чтобы опустошить ваш пластиковый кошелек. Поэтому, как только вы обнаружили пропажу платежной карты, необходимо немедленно позвонить в call-center банка. Благо связаться с оператором можно и глубокой ночью, так как служба поддержки работает круглосуточно.

После обращения в банк информация о блокировании карты немедленно поступает в авторизационные центры платежной системы. С этого момента снять деньги с карточки уже невозможно. Затем реквизиты карты вносятся в стоп-листы, обновляемые еженедельно, и рассылаются по всем торговым точкам, принимающим к оплате карты данной системы.

После блокирования платежной карточки клиент должен обратиться в отделение банка и, сообщив причины ее блокирования, подать заявление на ее перевыпуск. Стоимость этой операции - от 300 до 15 тыс. тенге (в зависимости от вида). В случае если клиент не желает в дальнейшем пользоваться карточкой, счет закрывается, а остаток денег с карточки выплачивается через 45 дней.

Если карточка, которую вы потеряли, неожиданно нашлась, то нужно обратиться в ближайший филиал банка и заполнить заявление на разблокировку карты. Блокировку с карты снимут в срок от 40 минут до одного банковского дня. Стоимость процедуры - 200 тенге. Эта сумма автоматически списывается со счета платежной карточки в момент ее разблокировки.

Забытый ПИН-код
Персональный идентификационный номер (ПИН) знаете только вы и больше никто. Если вы забыли ПИН-код и три раза набрали его неверно в банкомате, карточка автоматически блокируется, что исключает возможность подбора ПИН-кода мошенниками. Чтобы исправить ситуацию, необходимо обратиться в банк, где после разблокировки вам будут предоставлены еще три попытки, чтобы вспомнить и набрать корректный ПИН-код. Если вы все же не помните ПИН-код, то тогда карточку придется перевыпустить

Советы опытных держателей карточек:
Никогда не хранить карточку и ПИН-код к ней в одном месте. А еще лучше записывать 4-значный ПИН-код в телефонных контактах, прибавляя к нему еще несколько цифр (например, ваш ПИН код - 5689, а в телефонной книжке вы сохраняете условный контакт Иванов Иван с номером 226 56 89, при этом запоминаете, что здесь зашифрован ваш ПИН) или делаете аналогичную пометку в записной книжке.

Важно! С 13 августа 2010 года документы, удостоверяющие личность резидентов и нерезидентов РК, будут признаны недействительными в случае отсутствия в них ИИН. Вот перечень этих документов:
• паспорт гражданина Республики Казахстан;
• удостоверение личности;
• вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;
• удостоверение лица без гражданства;
• регистрационное свидетельство для иностранцев

Аяна Каби

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123