Несмотря на снижение экономики страны (-2,6%), активы банковского сектора в 2020 году выросли на 16%, что является рекордным показателем за последние 5 лет. В том числе совокупный ссудный портфель – на 7,1%, пишет Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).


Финансирование указанного роста активов произошло преимущественно благодаря привлечению депозитов клиентов (82% от прироста).


В то же время драйвером роста кредитов экономике выступало ипотечное кредитование (80% от прироста).


Отмечался рост доверия вкладчиков к системе — депозиты физлиц выросли на 18%, юрлиц — на 23%.


Продолжился процесс консолидации в секторе на фоне M&A-сделок и отзыва лицензии. Соответственно, концентрация среди ТОП-5 БВУ по размеру активов также возросла (см. ниже).


Произошел ускоренный переход к цифровизации банковских услуг, ряд банков развивали свои маркетплейсы и экосистемы, что послужило источником получения дополнительной прибыли.



В сложных операционных условиях прошедшего года банковский сектор продемонстрировал впечатляющие результаты (см. выше), свидетельствуя об устойчивости банковской системы к шокам, что во многом обусловлено ранее проведенной совместной работой по укреплению финансовой стабильности сектора (высокие буферы капитала, ликвидности), а также регуляторными послаблениями и мерами правительства по поддержке бизнеса и населения.


С другой стороны, в условиях пандемии Covid-19 менялись поведение, потребности и ожидания клиентов. Отвечая на вызовы нового времени, кредитные учреждения пересматривали операционные модели, расширяли сферу применения цифровых каналов связи (например, предоставили процедуру удаленной идентификации), развивали маркетплейсы и экосистемы, что повышало доступ к банковским услугам и увеличивало уровень клиентоориентированности. Оперативная цифровизация сервисов, операционных процессов и организационных структур способствовала продвижению финансовой инклюзии, наращиванию доли рынка в условиях усиления конкуренции за качественных заёмщиков и получению   дополнительной прибыли.


Таким образом, БВУ страны все больше выходят за рамки традиционных финансовых продуктов (кредиты, депозиты), стремясь предоставить широкий спектр услуг и решений, направленных на удовлетворение потребностей и желаний населения и бизнеса. Такой подход позволит им стать более клиентоориентированными и завоевать лояльность клиентов, а также будет способствовать устойчивости к будущим стресс-тестам.


Вместе с тем по мере дальнейшего восстановления экономической активности в стране, необходимость в ряде мер поддержки экономики, возможно, спадёт. Соответственно, очень важно, чтобы банковские заемщики могли поддерживать свою способность обслуживать кредиты, тем самым ограничивая риски потенциальных кредитных потерь. 


В текущем году тренды на цифровизацию услуг и предоставление новых решений, консолидацию игроков и усиление конкуренции с высокой вероятностью найдут своё дальнейшее продолжение, что будет обуславливать здоровый и устойчивый рост показателей сектора при прочих равных условиях.


Фото: из открытых источников