В РК создается единая платформа по покупке и продаже стрессовых активов

1427

Банки должны снизить стрессовые активы до 0,9 трлн тенге к 2026 году. Об этом рассказал заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развития финансового рынка Олжас Кизатов.


В этом году с банками заключены индивидуальные планы по снижению текущего уровня проблемных займов физических лиц. Финансисты планируют урегулировать порядка задолженность 630 тыс. заемщиков, в т.ч. 84,7 тыс. заемщиков, относящихся к социально-уязвимым слоям населения.


В рамках налоговых мер в 2020 году приняты поправки в налоговое законодательство, предусматривающие освобождение юридических лиц от уплаты налогов при списании банком его задолженности, а также снижение расходов по налогам инвесторов, покупающих стрессовые активы у ФПК.


«По нашим оценкам размер стрессовых активов к середине 2022 года составляет порядка 2,4 трлн тенге или 6,1% от активов банковской системы. Доля неработающих кредитов составила 3,6% или 0,8 трлн. тенге от совокупного ссудного портфеля банковского сектора, - сообщил заместитель председателя АРРФР. - Таким образом, в настоящее время уровень стрессовых активов по банковской системе не представляет угрозы для финансовой стабильности финансового сектора Казахстана».


Олжас Кизатов считает, что Казахстану необходимо создать условия для беспрепятственного доступа к рынку стрессовых активов широкого круга инвесторов, заинтересованных в оздоровлении активов и вовлечении их в экономический оборот. Кроме того, казахстанским банкам и микрофинансовым организациям было запрещено уступать права требования по займам любым юридическим лицам, не включенным в список авторизованных покупателей.

При этом для защиты прав заемщиков – физических лиц расширение списка лиц, имеющих право приобретать стрессовые активы, будет касаться только проблемных займов, выданных юридическим лицам и проблемных займов, физических лиц для финансирования предпринимательской деятельности, то есть Законом не предусмотрена продажа кредитов физических лиц частным инвесторам.


Инвесторы могут не иметь достаточных знаний о местном рынке стрессовых активов и (или) не располагать необходимыми операционными и техническими ресурсами для обслуживания стрессовых активов. В этой связи ключевую роль в развитии любого рынка стрессовых активов играют «сервисные компании», то есть компании, осуществляющие обслуживание стрессовых активов и оказывающие собственникам стрессовых активов весь спектр услуг, связанных с взысканием просроченной задолженности. 


Законом предусматривается создание сервисных компаний, которые будут предоставлять услуги инвесторам по обслуживанию и управлению неработающими кредитами. При продаже неработающих кредитов частным инвесторам внедрение деятельности сервисных компаний является важным, поскольку эти компании будут иметь соответствующий опыт работы и компетенции по работе с проблемными заемщиками.


Сервисные компании будут осуществлять доверительное управление активами, разрабатывать и реализовывать индивидуальные стратегии взыскания и оказывать другие услуги собственникам стрессовых активов.


Функциями сервисных компаний предлагается наделить дочерние организации банков, осуществляющие управление стрессовыми активами, и коллекторские агентства, которые уже обладают соответствующим опытом и компетенцией.


На подзаконном уровне для сервисных компаний будут установлены повышенные требования по размеру капитала, опыту работы на рынке, наличию безупречной деловой репутации и отсутствию надзорных мер и санкций.


Агентство будет вести реестр и размещать на своем интернет-ресурсе информацию о сервисных компаниях, соответствующих установленным требованиям. Это позволит обеспечить дополнительный механизм защиты прав заемщиков, поскольку указанные организации находятся в периметре регулирования АРРФР.


Также законом предусматривается возможность для частных инвесторов самостоятельно управлять крупными корпоративными займами.


Передача кредитов в доверительное управление сервисным компаниям предусмотрена в следующих случаях:

•            при приобретении небольших займов юридических лиц с задолженностью менее 50 млн тенге;

•            при приобретении займов индивидуальных предпринимателей;

•            при приобретении займов нерезидентами.


В целях стимулирования банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций и микрофинансовых организаций ускоренно вовлекать стрессовые активы в экономический оборот законом установлен предельный срок (три года) для нахождения на балансах банков и микрофинансовых организаций взысканного имущества, то есть стрессового актива в виде имущества перешедшего в собственность банка в счет погашения проблемного кредита.


Другой приоритетной задачей являются создание полноценной инфраструктуры для реализации стрессовых активов и формирование вторичного рынка покупки и продажи стрессовых активов.


Для этого АРРФР с Национальным банком и Правительством Республики Казахстан при технической поддержке ЕБРР реализуется проект по созданию единой платформы по покупке и продаже стрессовых активов, обеспечивающей открытый доступ для всех заинтересованных инвесторов и держателей стрессовых активов.


До конца 2022 года будет определена операционная модель и организация оператор, которая будет в последующем осуществлять техническое сопровождение функционирования электронной платформы. Кроме того, будут определены необходимые законодательные изменения для создания электронной платформы.


«Единая платформа по покупке и продаже стрессовых активов позволит увеличить прозрачность рынка, расширить базу инвесторов, заинтересованных в приобретении стрессовых активов, а также сформировать вторичный рынок покупки и продажи стрессовых активов», - подытожил Олжас Кизатов.



Фото из открытых источников


Онлайн-заявка на кредит во все банки
Узнайте, какой банк готов выдать вам кредит