Не все казахстанцы знают, что в случае смерти человека в результате ДТП, его иждивенцы (как правило, это дети) имеют право на получение страховой выплаты. Скоро сами страховые компании будут разыскивать таких людей. Это поможет очистить рынок от мошенников.

 

Законодательство предписывает автовладельцам в обязательном порядке страховать свою ответственность за ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате дорожно-транспортного происшествия (ОГПО ВТС). Предусмотрено, что в случае ДТП страховая компания возместит пострадавшим ущерб:


вред имуществу одного потерпевшего – не более 600 МРП;


увечье, травма или иное повреждение здоровья без установления инвалидности – не более 300 МРП;


гибель каждого потерпевшего – единовременная выплата в размере 2 000 МРП.


Родственники погибших редко обращаются в страховую компанию с таким заявлением. Лица, которые предлагают посреднические услуги помощи в получении страховых выплат на сленге страховщиков называются «помогайки». Они появились около 5-7 лет назад. В начале пути это были индивидуальные предприниматели. «Однако на сегодняшний день это уже несколько юридических лиц, а также множество физических лиц, которые имеют рядом с собой пару помощников. На страховом рынке активно присутствуют помогайки, среди которых есть те, кто устанавливают правоотношения с потерпевшими путем заключения договоров на оказание услуг с целью получения страховых выплат ими лично, в особенности по случаям смерти потерпевших. Скажем так, лица, оказывающие подобные услуги, делятся на два лагеря: те, кто специализируются на случаях со смертельным исходом, и те, которые специализируются на «железе», т.е. по ущербу транспортным средствам. Конечно же в обоих лагерях есть персонажи, в действиях которых усматриваются мошеннические действия», - объясняет заместитель председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Ержан Ундыбаев.


По сути, посредники, которые путем мотивирования сотрудников МВД получают информацию о произошедших ДТП со смертельным исходом, получают контакты родственников и потерпевших. «Далее они предлагают свои услуги родственникам погибших и договариваются с ними за определенное вознаграждение (в некоторых случаях до 50% от суммы выплаты) собрать необходимый пакет документов для получения страховой выплаты. При этом получают от потерпевшей стороны доверенность на ведение дел в страховой компании», - говорит советник председателя правления СК Freedom Insurance Азамат Керимбаев.


Таким образом, родственники погибшего в ДТП лица получают в качестве возмещения сумму денег гораздо меньшую, чем та, которую они получили бы, обратившись в страховую компанию напрямую, минуя услуги «помощников». При этом их деятельность можно считать абсолютно законной, поскольку услуги и размер комиссии посредника оформляются договором между потерпевшей стороной и помогайкой. Конечно, вопрос оплаты налогов под большим вопросом, так-как это, по сути, предпринимательская деятельность. «Случаи привлечения к уголовной к ответственности в нашей практике есть. Страховые компании стоят на страже интересов клиентов и в сотрудничестве с правоохранительными органами пресекают случаи страхового мошенничества. А это значит – деньги наших клиентов не утекут в карман преступникам. Возмещение получат люди, которые имеют на него законное право. Таким образом, реализуется социальная роль страхования», - уточняет Ержан Ундыбаев.


Иногда в договоре содержатся условия о штрафных санкциях в огромных суммах, на случай если клиент вдруг передумает пользоваться услугами такого «помощника», проконсультировавшись со страховой компанией. «При разговоре с родственниками выясняется, что помогайки получают за свои услуги от 10 до 50% от суммы выплаты. К примеру, выплата по смерти составляет 2000 МРП, а это на сегодняшний день более 6 млн тенге. То есть 50% от суммы составляет более 3 млн тенге», - подчеркивает Азамат Керимбаев.


Причем помогайки не ограничиваются одним видом страхования, говорит заместитель председатель правления СК «Коммеск-Өмір»: «Не только по ОГПО ВТС, но и по обязательному страхованию работника от несчастных случаев на при исполнении трудовых (служебных) обязанностей, поскольку там при рисках ухода из жизни работника, утере трудоспособности суммы страховых выплат довольно существенные».


АРРФР были внесены изменения в Закон об обязательном страховании ответственности автовладельцев, и теперь страховая компания обязана в случае ДТП со смертельным исходом принять меры по определению выгодоприобретателей погибшего лица с целью осуществления им страховой выплаты. «Для этого планируется дать возможность страховым компаниям получать необходимые сведения от соответствующих государственных органов через механизм обмена данными. Таким образом, процедура поиска и определения иждивенцев погибшего лица будет обязанностью страховой компании. Страховые выплаты будут осуществляться страховыми организациями напрямую родственникам погибшего лица. Считаем, что при таком взаимодействии услуги «помощников» постепенно утратят свою актуальность», - рассказывает директора департамента страхового рынка и актуарных расчетов Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Асель Амирбава.


В настоящий момент Государственное кредитное бюро проводит работы по интеграции единой страховая базы данных с государственными базами данных, для обеспечения возможности страховщикам, получения данных сведений. «Данное нововведение, на наш взгляд, позволит существенно сократить случаи привлечения в процесс получения выплат помогаек. Все будет зависеть от оперативности и полноты размещения сведений в базе данных. По всей видимости, до конца 2022 года сервисы будут запущены», - полагает советник председателя правления СК Freedom Insurance. 


Фото из открытых источников