prodengi.kz

Компании и инновации

Скрытый потенциал электрокаров в такси

43

Крупнейший в Казахстане отраслевой Форум участников рынка такси Forum Taxi Kazakhstan 2025 выявил серьезные опасения бизнеса относительно нового Налогового кодекса. Участники мероприятия, организованного Ассоциацией Таксопарков и Курьерских служб РК, считают, что отдельные положения документа могут замедлить успешное развитие отрасли.

 

В ходе форума отмечалось, что такси остается одной из самых динамично растущих отраслей национальной экономики. Этому способствуют высокий потребительский спрос, развитая правовая среда и современные IT-решения. Как подчеркнула менеджер по развитию бизнеса Яндекс Такси Казахстан Алина Ниязова, одно такси заменяет на улицах городов 6-7 частных автомобилей, что значительно разгружает дорожную инфраструктуру.

 

Особое внимание на форуме уделили развитию экологического транспорта. Директор департамента проектов СПК «Алматы» Улан Осербаев привел впечатляющие данные: только Алматы ежегодно потребляет 50-70 млн литров бензина. Переход на электромобили становится не просто трендом, а необходимостью. По словам Алины Ниязовой, только под брендом Яндекс Такси в Казахстане работает более 4 тысяч электромобилей, которые в сентябре совершили свыше 100 000 поездок.

 

Экономическая целесообразность использования электромобилей в такси подтверждается конкретными цифрами. Как показали данные Яндекс Такси, средние расходы на заправку машин с ДВС составляют 130 тысяч тенге, тогда как для электрокаров - всего 78 тысяч тенге. Расходы на ремонт также ниже: 30 тысяч тенге против 36 тысяч тенге для традиционных автомобилей. В результате водители на электромобилях зарабатывают в среднем на 10% больше коллег на бензиновых машинах.

 

Президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева сообщила важную информацию для развития рынка: слухи о повышении тарифов на ввоз электрокаров не соответствуют действительности. Нулевая ставка на ввоз электромобилей в рамках обязательств перед ВТО будет сохраняться в Казахстане постоянно. По ее словам, технологическое развитие обещает в ближайшем будущем появление машин с запасом хода более 2 тысяч км.

 

Значительную поддержку рынку оказывают программы кредитования. Как сообщил директор регионального филиала фонда «Даму» по Алматы Жандос Нургазинов, ранее было поддержано более 2 тысяч проектов в отрасли такси на сумму свыше 80 млрд тенге. Только в Алматы финансирование составило около 6 млрд тенге, что позволило выйти на улицы города примерно 3 тысячам такси.

 

Однако, по мнению участников форума, все эти достижения могут быть поставлены под угрозу из-за положений нового Налогового кодекса. Председатель АТКС Мейрам Абелкасов объяснил, что основная проблема касается изменения статуса водителей. В отрасли работают 108 тысяч ИП, которые за прошлый год уплатили 8,3 млрд тенге налогов. С 2026 года те из них, кто использовал специальный налоговый режим с мобильным приложением, автоматически станут самозанятыми.

 

Критической проблемой участники форума называют изменение лимитов по обороту. Для самозанятых устанавливается лимит в 1,18 млн тенге вместо действующего годового лимита для ИП в 13,87 млн тенге. Особую сложность представляет переходный период: в январе-феврале 2026 года водители будут работать как ИП, а в марте получат статус самозанятого, который будет распространен на предыдущие два месяца.

 

Директор по развитию платформенной занятости Яндекс Go Наталья Москвитина отметила, что усложнение документооборота и необходимость самостоятельной подачи налоговой отчетности может спровоцировать массовый переход таксистов в «серую» зону. Достигнутая за последние годы прозрачность отрасли может быть утрачена.

 

Для решения этих проблем представители бизнеса предложили конкретные меры: автоматический переход в статус самозанятых с 1 января 2026 года, введение годового лимита по обороту вместо месячного с повышением до 16 млн тенге, а также возможность совмещения нескольких специальных налоговых режимов.

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter