Сколько зарабатывает Вайлдберриз?
В кризисном 2020 году крупнейший российский онлайн-ритейлер Wildberries сократил чистую прибыль впервые за последние годы на фоне замедления роста выручки. Однако компания по итогам предыдущих лет была признана одной из самых успешных и прибыльных, пишет Prodengi.kz.
Кто основал компанию, и в каких странах она работает?
Бизнес-модель Wildberries (Вайлдбериз) характеризуют как онлайн-гипермаркет, магазин универсального формата или маркетплейс (торговая площадка с товарами компаний-партнёров). Компания частная, была основана Бакальчук Татьяной Владимировной в 2004 году. ООО принадлежит семье Бакальчук, не привлекает инвестиции и развивается за счет собственных средств. По данным на март 2018 года в компании работало 20 тысяч человек, из них в головном офисе - около 500 (менеджеры пунктов самовывоза и курьеры также являются сотрудниками компании). Автопарк состоит из 150 машин.
Компания напрямую сотрудничает с производителями одежды и официальными дистрибьюторами. Они самостоятельно формируют ассортимент своих товаров в интернет-магазине и розничные цены, а Wildberries зарабатывает на комиссии по итогам продаж, при этом с октября 2019 года минимальная комиссия для поставщиков составляет 15 %. В декабре 2019 года через интернет-магазин ежедневно оформлялось 750 тысяч заказов.
На площадке международного интернет-магазина вы найдете почти все:
- одежду,
- обувь,
- детские товары,
- товары для дома и многое другое.
Кроме России ритейлер работает на рынках еще нескольких стран:
- Беларуси (работает с 2012 года),
- Казахстане (работает с 2014 года),
- Украине (работает с 2020 года),
- Кыргызстана,
- Армении,
- Польши (работает с 2020 года),
- Словакии (работает с 2020 года),
- Израиля (работает с 2020 года),
- Германии (работает с 2021 года).
Сколько зарабатывает Wildberries?
Как следует из финансовой отчетности компании, чистая прибыль ООО «Вайлдберриз» (Wildberries) по итогам 2020 года сократилась на 52,1%, до 2,114 млрд рублей (более 12,170 млрд тенге).
В 2019 году чистая прибыль компании выросла в 2,3 раза, до 4,415 млрд рублей (более 25,417 млрд тенге), а в 2018 году - в 4,4 раза, до 1,882 млрд рублей(10,835 млрд тенге), в предыдущие годы этот показатель также увеличивалась.
В прошлом году, когда рост рынка e-commerce ускорила пандемия, выручка российской операционной компании увеличилась на 45,2%, до 169,77 млрд рублей (977,374 млрд тенге – почти триллион тенге!). Но в 2019 году рост выручки компании был выше - 68,2%.
Совокупный оборот компании в 2019 году увеличился на 96% - до 437,2 млрд рублей (2,517 трлн тенге) после роста на 88% в 2019 году.
По данным отчетности ООО «Вайлдберриз», более половины выручки принесла реализация товаров – это 97,15 млрд рублей (559,2 млрд тенге).
Выручка компании:
- от оптовой торговли составила 6,22 млрд рублей,
- от экспорта товаров - 9,56 млрд рублей,
- от реализации услуг комиссионера - 22,59 млрд рублей,
- от услуг доставки - 16,28 млрд рублей, от других услуг - 17,97 млрд рублей.
Себестоимость продаж в 2020 году выросла на 43,3%, до 103,36 млрд рублей.
Валовая прибыль в 2020 году увеличилась на 48,2%, до 66,41 млрд рублей.
Коммерческие расходы повысились на 61,7%, до 56,48 млрд рублей (в том числе расходы на персонал - почти в 2 раза, до 24,29 млрд рублей), управленческие расходы - на 31,7%, до 236,9 млн рублей.
Прибыль от продаж Wildberries по итогам 2020 года осталась на уровне 2019 года и составила 9,695 млрд рублей (130,7 млрд тенге).
Задолженность компании перед банками за год выросла почти вдвое: с 17,24 млрд рублей до 32,01 млрд рублей (почти 185 млрд тенге). Среди банков-кредиторов ритейлера:
- Сбербанк - 14,36 млрд рублей (82,672 млрд тенге),
- Альфа-банк - 6,95 млрд рублей (40 млрд тенге),
- Росбанк - 3,4 млрд рублей (19,6 млрд тенге)
- Банк «Открытие» - 3 млрд рублей (17,2 млрд тенге),
- ВТБ - 2,5 млрд рублей (14,4 млрд тенге),
- «Совкомбанк» - 1,2 млрд рублей (6,9 млрд тенге),
- ОТП-банк - 0,6 млрд рублей (3,45 млрд тенге).
В прошлом году компания выплатила 465,5 млн рублей ($6,3 млрд) дивидендов своему основному владельцу (99% долей) и гендиректору - Татьяне Бакальчук.
По данным Wildberries, оборот компании в предыдущите годы неуклонно рос:
-в 2018 году на 72 % до 118,7 млрд рублей ($1,6 млрд);
- в 2019 году на 88 % до 223,5 млрд рублей ($3,01 млрд);
- в 2020 году оборот вырос на 96 % до 437,2 млрд рублей ($5,9 млрд).
Как развивается российский ритейлер?
В особенно прибыльном для компании 2019 году, ее стоимость, по данным Forbes, оценивалась в 1,2 млрд долларов США и занимала четвертое место в Рунете.
В 2020 году компания Boston Consulting Group включила WildBerries в рейтинг ТОП-100 международных технологических компаний — претендентов на мировое лидерство в ИТ наряду с такими известными мировым брендами как6
- Mail.ru Group,
- Playrix,
- Яндекс,
- Тинькофф Банком,
- 1С.
По итогам пяти последних лет Wildberries стал крупнейшим интернет-магазином России:
- в 2015 году Wildberries стал самым популярным у россиян отечественным интернет-магазином;
- в 2016 году компания вышла на первое местопо онлайн-продажам среди компаний РФ;
- в 2017 году под Подольском началось строительство нового распределительного центра Wildberries, крупнейшего в РФ (на 145 тысяч квадратных метрах);
- в 2018 году интернет-магазин начал продажу продуктов питания;
- в 2018 году российский Forbes определил ООО «Вайлдберриз» на четвёртое место, оценив его капитал в $602 млн;
- в 2019 году Wildberries снова занял четвёртое место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета;
- в 2019 году американский журнал Forbes включил Татьяну Бакальчук в рейтинг «Топ-10 наиболее заметных новых миллиардеров – 2019»;
- в 2019 году Wildberries стал эксклюзивным онлайн-продавцом новых коллекций голландского бренда Mexx.
- в 2019 году компания была признана крупнейшим торговцем мод РФ;
- в 2020 году Apple включила приложение Wildberries в число наиболее популярных приложений по итогам прошлого года;
- в 2021 году стало известно, что Wildberries начал работу в Германии;
- в 2021 году операционный сервис запустил возможность покупки на сайте в рассрочку или в кредит.