menu

Банки и финансы

Почему вам могут отказать в отсрочке по кредиту?

3261

В каких случаях заемщику могут отказать в изменении условий кредитного договора? Что делать в такой ситуации? В Агентстве по регулированию финрынка (АРРФР) отметили, что, согласно закону о банках и их деятельности, в течение 30 календарных дней с наступления просрочки физлицо вправе посетить финорганизацию и представить заявление, пишет LS.

 

В заявлении необходимо указать причины возникновения просрочки, доходы и другие факты, которые объясняют просьбу о внесении изменений в условия кредита, в том числе связанные с:


  • изменением в сторону уменьшения ставки вознаграждения;
  • изменением валюты суммы остатка основного долга по банковскому займу, выданному в иностранной валюте, на нацвалюту;
  • отсрочкой платежа по основному долгу и (или) вознаграждению;
  • изменением метода погашения или очередности задолженности;
  • изменением срока действия договора банковского займа;
  • прощением просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отменой неустойки (штрафа, пени).


«Банк в свою очередь в течение 15 календарных дней после получения заявления рассматривает предложения и в письменной форме сообщает заемщику о согласии, своих предложениях или об отказе с указанием мотивированного обоснования причин. В каждом случае решение принимается в индивидуальном порядке. Основной причиной в принятии предложений заемщика и предоставления отсрочки, реструктуризации либо рефинансирования являются убедительные доказательства ухудшения финансового состояния», – пояснили в АРРФР.


Также в агентстве добавили, что разработаны поправки и подписан закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности. Согласно им, клиент может обратиться в уполномоченный орган в течение 15 календарных дней с того момента, как банк не согласился с предложенными изменениями в условия кредитного договора.


«Законом вводится единый обязательный правовой режим урегулирования просроченной задолженности. Эта норма распространяется не только на займы банков, но и на ссуды микрофинансовых организаций. Также принимаются новые меры по ограничению роста долговой нагрузки в виде запрета банкам требовать выплаты вознаграждения, неустойки (штрафов, пени), комиссий и иных платежей по истечении 180 дней просрочки обязательств по всем ипотечным займам. До принятия закона запрет действовал только по ипотечным жилищным займам. Изменения вводятся в действие с 1 октября 2021 года», – сообщили в АРРФР.


Тем временем директор по защите прав потребителей Ассоциации финансистов Казахстана Ляззат Усенбекова заметила, что реструктуризация кредита может быть предоставлена в случае, если ухудшение финансового положения подтверждено, но достигнуто взаимное согласие сторон по новым условиям погашения.


«В отдельных тяжелых случаях (например, при потере трудоспособности после получения ссуды в отсутствие имущества и доходов) и только если это допускается кредитными политиками, возможно рассмотрение вопросов прощения части задолженности, как правило, пени, и частично – просроченного вознаграждения», – пояснила она.


Кроме того, Усенбекова добавила, что закон о банках для предотвращения увеличения задолженности физлиц по займам, не связанным с предпринимательской деятельностью, отменяет право требования выплат:


  • по ипотечным жилищным кредитам – вознаграждения, неустойки (штрафов, пени), комиссий и иных платежей, начисленных по истечении 180 последовательных календарных дней просрочки;
  • по ипотечным займам – вознаграждения (с 01.10.21 – неустойки, комиссий и иных платежей), начисленного по истечении 180 последовательных календарных дней просрочки;
  • по необеспеченным залогом подлежащего регистрации имущества/денег займам – неустойки (штрафов, пени), комиссий и иных платежей по истечении 90 последовательных календарных дней просрочки.


Вместе с тем заемщики вправе обратиться в уполномоченный орган на любом этапе обслуживания займа независимо от количества дней просрочки.

Помимо этого, по словам Усенбековой, в Казахстане функционирует банковский омбудсмен. Это независимое физлицо, осуществляющее по обращениям заемщиков урегулирование разногласий по банковским договорам ипотечного займа, а также другим видам банковских займов и микрокредитам, право по которым уступлено третьим лицам


«Необходимо отметить высокий законодательный уровень защиты интересов заемщиков-физлиц. Так, вышеприведенные нормы закона фактически останавливают размер задолженности на уровне основного долга плюс проценты за 90/180 дней, что значительно облегчает долговое бремя. Фактически это является автоматическим прощением значительных сумм вознаграждения, неустойки, комиссий и иных платежей», – резюмировала она.


Фото: из открытых источников 
0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости