Почему не нужно искать свое призвание
В нашей культуре принято искать дело жизни. Научпоп-издания, посвященные этой теме, становятся бестселлерами. В одной из таких популярных книг британский специалист по вопросам человеческого капитала Кен Робинсон пишет, что занятие, которое вам по душе, окрыляет и придает энергии. После него вы чувствуете себя не уставшим, а, наоборот, бодрым и полным сил. Почему не нужно искать свое призвание рассказывает электронное издание «Нож».
Модный в современном обществе поиск призвания имеет и экономическую подоплеку. Если человек по каким-то причинам считает, что должность менеджера — это его судьба, то сохраняет позитивный настрой, а значит, трудится эффективнее и зарабатывает больше.
Недавнее исследование, проведенное Школой бизнеса Оксфордского университета, показало, что счастливые люди продуктивнее горемык, не испытывающих радости от того, чем они занимается.
При этом такой человек не тратит на работу всё свое время, а обеспечивает себе преимущество за счет того, что рациональнее его расходует и реже прокрастинирует.
Также ученым известно, что чем больше смысла вы видите в своей деятельности, тем выше ваша мотивация и лучше результаты труда, а число прогулов, наоборот, будет стремиться к нулю. Между тем во многих современных профессиях выявить рациональное зерно бывает непросто. Мы работаем над проектами, которые или выстрелят непонятно, когда, или не выстрелят вовсе, чиним то, что завтра снова выйдет из строя, корпим над крошечным пазлом продукции глобальной корпорации с сомнительными этическими нормами. В общем, не всем везет так, как сотрудникам зоопарка, добросовестно чистящим клетки. В таком случае главным фактором нашего счастья может стать личный смысл — то самое призвание, когда мы понимаем, что занимаемся этим скорбным трудом, в общем-то, в собственных интересах.
Что не так с призванием
На первый взгляд всё выглядит неплохо. Когда человек трудится по зову сердца, работодатель рад, да и мы чувствуем себя счастливее. Однако здесь есть несколько подводных камней. Наиболее очевидный минус возвращает нас к Марксу: мы рискуем стать жертвой эксплуатации.
Человеку, который привержен делу, легче урезать зарплату, нагрузить его сверхурочно и попросить поработать за идею.
Другая сложность состоит в том, что не у всех людей есть призвание. Об этом в своей книге пишет американская предпринимательница и коуч Эмили Вапник. Автора волнует общественная установка: у каждого должно быть одно определенное дело жизни. Начиная с младенчества родители пытаются угадать, кем будет их ребенок — музыкантом или математиком, физиком или лириком. К концу школы от человека требуют внятного ответа на этот вопрос. Ребят, которые слишком долго думают, водят на курсы профориентации и подсовывают им специальные тесты в интернете, якобы помогающие познать себя.
Вапник полагает, что среди нас немало тех, у кого просто нет определенного призвания. Только они увлекутся какой-нибудь деятельностью и достигнут успеха — как тут же теряют к ней интерес. Это нормально, уверяет автор. Зато такие мультипотенциалы адаптивны, быстро учатся и могут работать на стыке наук. Если, конечно, не впадут в депрессию из-за того, что не нашли ответа на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — ведь общество давит своими шаблонами.
Наконец, главная беда, с которой сталкиваются люди, планирующие развиваться в рамках своего призвания, — установка на данность. Она препятствует совершенствованию и формированию новых интересов.
Психологи из Стэнфордского, Йельского и Сингапурского университетов провели исследование с целью выяснить, как влияют взгляды людей на их способности к обучению. В экспериментах студентам — представителям технических специальностей и гуманитариям — предлагали проштудировать две статьи. Одна ломилась от схем и инженерных терминов, другая была посвящена вопросам философии. При этом часть респондентов обладала установкой на данность, то есть верила в то, что у них есть определенное призвание. Другой же было свойственно так называемое мышление роста: человек считает, что люди не обнаруживают свои интересы через мистический зов, а планомерно их развивают. Кто же из них активнее сопротивлялся получению новых знаний — то есть продемонстрировал меньший интерес к статье не из своей области? Разумеется, студенты с установкой на данность, или, как пишут ученые, с фиксированным мышлением.
Эти термины ввела в научный обиход стэнфордский психолог Кэрол Дуэк, автор книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию взрослых и детей», из которой, кстати, становится ясно, что размышлять о своем призвании и вообще акцентировать внимание на собственных способностях — гиблое дело.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter