Пенсионную систему нужно менять: что предлагают эксперты

410

Президент Касым-Жомарт Токаев поручил перезагрузить пенсионную систему страны. LS узнал у профучастников, какие реформы прежде всего необходимо внедрить.


Старший аналитик AERC Евгения Пак заметила, что за 1990-2015 годы пенсионная система пережила примерно пять этапов реформирования. И при этом вопрос "перезагрузки" назрел вновь, ставя под сомнение эффективность всех предыдущих изменений.


«Возникает вопрос, почему мы постоянно возвращаемся к этой проблеме даже столько лет спустя? Раньше в Казахстане были частные пенсионные фонды, от которых мы в итоге все равно пришли к государственной монополии в лице ЕНПФ. Поэтому маловероятно, что проблема заключается исключительно в форме организации – частной или государственной. На мой взгляд, в большей степени все связано с макроэкономической обстановкой», – отметила Пак.


Она добавила, что вопрос реформирования пенсионной системы традиционно назревает после кризисов. Это объясняется тем, что именно в таких условиях и проявляются все недостатки. Поэтому Пак считает, что в этой взаимосвязи "кризис – пенсионная система" следует искать основания для реформы.


Аналитик напомнила, что одной из проблем, созданных когда-то частных пенсионных фондов, была невозможность обеспечить положительную реальную инвестдоходность по вкладам. Она усугубилась в кризис 2008 года, когда большинство фининструментов, в которые вложились частные пенсионные фонды, снизились в цене, при том что инфляция в Казахстане, наоборот, возросла. В итоге многие частные пенсионные фонды не смогли не только обеспечить доходность, но даже сохранность вкладов.


«Тогда и была осознана необходимость изменения структуры портфелей частных пенсионных фондов с рискованных бумаг в пользу ГЦБ, но они не обеспечивали доходность выше инфляции. В тот момент всю ответственность за ситуацию возложили на самих участников, на их неумение работать с рисками. В итоге был создан ЕНПФ. Считалось, что он обеспечит лучшую защиту накоплений вкладчиков. Вот только защиту он смог обеспечить от рисков, вложившись в ГЦБ, но не от инфляции, что стало особенно очевидным сейчас (годовая инфляция в августе – 16,1%)», – подчеркнула Пак.


При этом она уверена, что в условиях высокой нестабильной инфляции ни один частный пенсионный фонд не справится с задачей обеспечения реальной положительной инвестдоходности, которую от него будут требовать вкладчики.


«На текущем этапе я не вижу возможности вернуться к такой системе. Более того, она не может быть создана моментально только из желания "перезагрузки", иначе мы просто повторим ошибки прошлого. Придется вводить нормативы, связанные с балансом риска и доходности по вкладам. Неготовность институционального регулирования частных фондов уже в прошлом стала одной из причин их кризиса и отказа от частной системы в Казахстане. Я не уверена, что мы готовы к новому повторению даже с учетом уроков прошлого сейчас», – отметила Пак.


Именно поэтому аналитик считает, что реформы нужно начинать не с самой пенсионной системы, а с создания сбалансированной макроэкономической среды, в частности, с создания устойчивого экономического роста при приемлемой инфляции.


«В такой среде уже можно будет переходить к реформам по повышению доверия населения к пенсионной системе, большего участия населения в процессе создания инвестиционного портфеля и другое», – уточнила она.


По ее словам, для перезагрузки пенсионной системы необходимо продумать способы большего вовлечения населения в управление пенсионными активами. Это повысит ответственность каждого за свои вклады, а также увеличит желание делать добровольные взносы.


«Инициатива по изъятию части средств из ЕНПФ пользовалась популярностью и уже несколько повысила доверие населения к пенсионной системе. Здесь следует продумать этот механизм не как одноразовую спорадическую меру, а как постоянную возможность для вкладчиков», – считает Пак.


В свою очередь аналитик Ассоциации финансистов Казахстана Рамазан Досов отметил, что к ранее озвученным мерам целесообразно определить стратегической целью переход к системе формирования индивидуальных пенсионных планов. Они включают в себя выплаты: от государства (базовая + солидарная компоненты), пенсионные накопления граждан из ЕНПФ, накопления за счет добровольных взносов и выплаты по заключенным договорам пенсионного аннуитета.


«Такой комплексный подход будет способствовать повышению финансового обеспечения граждан при выходе на пенсию, а также поддержит их благосостояние и независимость после окончания карьеры. Как один из примеров можно изучить американский индивидуальный пенсионный план – 401k. Суммарные пенсионные активы под его управлением на начало октября 2021 года составили $7,3 трлн от имени около 60 млн активных работников и миллионов пенсионеров», – сообщил он.


Досов согласен с тем, что возвращаться к частным пенсионным фондам не следует, но способствовать развитию альтернативы управлению пенсионными активами – крайне важно.


«У вкладчиков должен быть выбор передачи под управление в частные компании сумм, не только превышающих порог достаточности, но и все накопления в ЕНПФ. В таком случае, возможно, также будет необходима диверсификация портфеля в зависимости от сумм накоплений. Это будет способствовать росту конкуренции за управление пенсионными активами, и, следовательно, увеличивать их качество и доходы вкладчиков», – пояснил аналитик.


Также Досов считает, что обязательные пенсионные взносы работодателя в размере 5% осуществлять на индивидуальные счета вкладчиков.


«В таком случае они станут их собственностью. Альтернативный вариант – полный отказ от таких взносов, поскольку они являются дополнительной нагрузкой на фонд оплаты труда», – резюмировал аналитик АФК.


Фото из открытых источников 

Акционные предложения

Онлайн-заявка на кредит во все банки
Узнайте, какой банк готов выдать вам кредит
Узнать