Обязательная «автогражданка» убыточна для страховщиков
На фоне рекордной убыточности обязательного автострахования в Казахстане инициатива депутатов об увеличении лимитов выплат по полисам ОГПО ВТС без пересмотра базового тарифа вызывает серьезные опасения у экспертов. Реализация такого предложения может привести к дестабилизации всего страхового сектора, считают аналитики, пишет Ranking.kz.
Согласно данным Национального банка РК, динамика сборов и выплат по обязательному автострахованию демонстрирует опасный дисбаланс. За январь–октябрь 2025 года страховые премии выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го, в то время как выплаты увеличились почти на 34%. В 2024 году разрыв был еще более драматичным: сборы практически не изменились (+0,6%), а объем выплат подскочил на 31%.
В результате коэффициент убыточности (отношение выплат к премиям) стремительно приближается к 100%. Если в 2019 году он составлял около 39%, то к октябрю 2025-го достиг 76%. Это означает, что с каждым собранным тенге страховщики уже сейчас выплачивают 76 тиын убытков, не учитывая свои операционные расходы и резервы.
Реальная картина еще хуже
По данным Ассоциации страховщиков Казахстана, с 2020 по 2024 год убыточность компаний по ОГПО ВТС ускорилась с 46% до 87%, а за семь месяцев 2025 года достигла 96%. Однако официальная статистика Нацбанка не учитывает возвраты премий при расторжении договоров, что делает реальную убыточность еще выше.
Ситуация крайне неоднородна: в сегменте страхования физических лиц, по данным ГКБ, коэффициент убыточности в 2024 году стабильно превышал 100%, что и тянет вниз весь класс.
Причины кризиса
Главными драйверами роста убытков являются увеличение количества ДТП и удорожание ремонта. Количество выплат пострадавшим в ДТП выросло с 94,3 тыс. в 2023 году до 131,5 тыс. в 2024-м — почти на 50%.
Существенный вклад вносит и «Европротокол», запущенный в 2024 году. На 3 декабря 2025 года по упрощенной процедуре было зарегистрировано почти 39,5 тыс. ДТП. Этот механизм, упрощая жизнь автомобилистам, обнажил пласт мелких аварий и создает системную нагрузку на страховщиков, увеличивая количество частых, пусть и небольших, убытков.
Из-за хронической убыточности доля ОГПО ВТС на страховом рынке Казахстана неуклонно сокращается. Если в 2019 году на него приходилось 15% всех собранных премий, то в 2025-м — лишь 7,4%. При этом доля выплат по этому виду страхования остается высокой (23–25%), создавая колоссальную нагрузку на компании.
Параллельно снижается и охват автопарка: с 100% застрахованных транспортных средств в начале 2023 года показатель упал до 78% по итогам июля 2025-го.
Повышение лимитов выплат по ОГПО ВТС для защиты граждан необходимо, но оно должно быть частью системных изменений. Без одновременного пересмотра тарифов, которые не менялись 2022 года, и создания устойчивой финансовой модели, рынок ждут серьезные потрясения. Увеличение ответственности страховщиков должно сопровождаться адекватными мерами по обеспечению их финансовой устойчивости.
Народный рейтинг банков можно посмотреть здесь.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter