prodengi.kz

Банки и финансы

Обязательная «автогражданка» убыточна для страховщиков

125

На фоне рекордной убыточности обязательного автострахования в Казахстане инициатива депутатов об увеличении лимитов выплат по полисам ОГПО ВТС без пересмотра базового тарифа вызывает серьезные опасения у экспертов. Реализация такого предложения может привести к дестабилизации всего страхового сектора, считают аналитики, пишет Ranking.kz.

 

Согласно данным Национального банка РК, динамика сборов и выплат по обязательному автострахованию демонстрирует опасный дисбаланс. За январь–октябрь 2025 года страховые премии выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го, в то время как выплаты увеличились почти на 34%. В 2024 году разрыв был еще более драматичным: сборы практически не изменились (+0,6%), а объем выплат подскочил на 31%.

 

В результате коэффициент убыточности (отношение выплат к премиям) стремительно приближается к 100%. Если в 2019 году он составлял около 39%, то к октябрю 2025-го достиг 76%. Это означает, что с каждым собранным тенге страховщики уже сейчас выплачивают 76 тиын убытков, не учитывая свои операционные расходы и резервы.

 

Реальная картина еще хуже

 

По данным Ассоциации страховщиков Казахстана, с 2020 по 2024 год убыточность компаний по ОГПО ВТС ускорилась с 46% до 87%, а за семь месяцев 2025 года достигла 96%. Однако официальная статистика Нацбанка не учитывает возвраты премий при расторжении договоров, что делает реальную убыточность еще выше.

 

Ситуация крайне неоднородна: в сегменте страхования физических лиц, по данным ГКБ, коэффициент убыточности в 2024 году стабильно превышал 100%, что и тянет вниз весь класс.

 

Причины кризиса

 

Главными драйверами роста убытков являются увеличение количества ДТП и удорожание ремонта. Количество выплат пострадавшим в ДТП выросло с 94,3 тыс. в 2023 году до 131,5 тыс. в 2024-м — почти на 50%.

 

Существенный вклад вносит и «Европротокол», запущенный в 2024 году. На 3 декабря 2025 года по упрощенной процедуре было зарегистрировано почти 39,5 тыс. ДТП. Этот механизм, упрощая жизнь автомобилистам, обнажил пласт мелких аварий и создает системную нагрузку на страховщиков, увеличивая количество частых, пусть и небольших, убытков.

 

Из-за хронической убыточности доля ОГПО ВТС на страховом рынке Казахстана неуклонно сокращается. Если в 2019 году на него приходилось 15% всех собранных премий, то в 2025-м — лишь 7,4%. При этом доля выплат по этому виду страхования остается высокой (23–25%), создавая колоссальную нагрузку на компании.

 

Параллельно снижается и охват автопарка: с 100% застрахованных транспортных средств в начале 2023 года показатель упал до 78% по итогам июля 2025-го.

 

Повышение лимитов выплат по ОГПО ВТС для защиты граждан необходимо, но оно должно быть частью системных изменений. Без одновременного пересмотра тарифов, которые не менялись 2022 года, и создания устойчивой финансовой модели, рынок ждут серьезные потрясения. Увеличение ответственности страховщиков должно сопровождаться адекватными мерами по обеспечению их финансовой устойчивости.

 

Народный рейтинг банков можно посмотреть здесь

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter