Новый Налоговый кодекс Казахстана: шаг к упрощению и эффективности
С 2026 года в Казахстане начинает действовать новый Налоговый кодекс, в котором основной акцент сделан на снижение административной нагрузки для бизнеса. Согласно официальным данным, объем налоговой отчетности будет сокращён на 30%, а количество налогов и сборов — на 20%. Это должно упростить работу налогоплательщиков, особенно малого и среднего бизнеса, за счет уменьшения числа отчетных форм, автоматизации процессов и отказа от неэффективных налогов. Ожидается, что изменения позволят сэкономить ресурсы компаний и повысят прозрачность налоговой системы.
По данным Министерства финансов, налоговая отчетность в Казахстане будет сокращена на 30% за счет автоматизации, цифровизации и укрупнения форм. Это позволит уменьшить количество документов, которые необходимо подавать, и упростит требования к периоду отчетности. Такие изменения особенно важны для малого и среднего бизнеса, где ресурсы на ведение бухгалтерии ограничены.
Сокращение отчетности снижает как бумажную, так и цифровую нагрузку на предпринимателей и бухгалтеров. Упрощенные формы и автоматические расчеты снижают вероятность ошибок и позволяют сосредоточиться на основной деятельности компании, а не на выполнении бюрократических процедур.
Автоматизация и интеграция с государственными базами данных ускоряют процесс подачи отчетов. В результате компании смогут быстрее выполнять налоговые обязательства, а налоговые органы эффективнее отслеживать исполнение. Это повышает прозрачность налоговой системы и снижает риски недоразумений и повторных проверок.
Для бизнеса это означает не только сокращение времени, затраченного на отчетность, но и снижение затрат на бухгалтерское сопровождение. Особенно это важно в условиях посткризисной адаптации, когда предприниматели стремятся оптимизировать расходы и стабилизировать финансовую деятельность.
Сокращение количества налогов на 20%
Количество налогов в структуре фискальных платежей будет оптимизировано за счет укрупнения или устранения дублирующих и низкоэффективных сборов. Такой подход направлен на упрощение налоговой системы, что облегчит ее восприятие как для налогоплательщиков, так и для контролирующих органов. Сокращение числа налогов снизит административную нагрузку на бизнес и государство, а также уменьшит вероятность ошибок при расчёте и уплате обязательных платежей.
«Основными преимуществами оптимизации станут: повышение прозрачности и предсказуемости налоговой системы, снижение риска фискальной фрагментации и двойного налогообложения. Кроме того, укрупнение налоговых платежей позволит повысить эффективность администрирования, сократив издержки на сбор и контроль. Это создаст более благоприятные условия для ведения бизнеса и роста инвестиционной привлекательности экономики», - говорит эксперт Руслан Ануарбеков.
На практике оптимизация может выражаться, например, в интеграции мелких целевых сборов в базовые налоги (НДС, налог на прибыль или НДФЛ), а также в отказе от налогов, которые требуют значительных административных затрат, но приносят минимальные поступления в бюджет. Такой подход уже успешно применяется в ряде стран, где сокращение количества налогов привело к росту собираемости и снижению теневого оборота. В долгосрочной перспективе это способствует устойчивости бюджетной системы и стимулирует экономический рост.
Реформа налоговой системы приведет к заметному сокращению административной нагрузки на бизнес: количество обязательных налоговых форм уменьшилось с 36 до 25 (-30%), а общее число налогов и сборов сократилось с 45 до 36 (-20%). Наиболее ощутимым изменением для предприятий станет сокращение временных затрат: если сейчас подготовка отчетности занимает в среднем 280 часов в год, то после реформы этот показатель снизился до 200 часов (-30%). Такие изменения не только упростят налоговое администрирование, но и создадут дополнительные стимулы для легализации бизнеса и повышения экономической активности. В перспективе это позволит направить высвобожденные ресурсы на развитие компаний и повышение их конкурентоспособности.
«Снижение административной нагрузки через сокращение отчетности и количества налогов - стратегически верный шаг, отражающий переход Казахстана к более сервисной, цифровой и ориентированной на рост модели налогового администрирования. Однако, для устойчивого эффекта необходима синхронизация с другими реформами в сфере аудита, контроля, цифровизации и правоприменительной практики», - заключил эксперт.
Анна Шаповалова
Фото Максим Золотухин
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter