На конференции CFO Summit 2022 глава Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана озвучил предложения для развития сектора микрокредитования. В настоящее время в состав ассоциации входят 65 МФО, предоставляющих 87,4% всех микрокредитов в Республике.


Ербол Омарханов считает, что в стране необходимо ввести четкий свод стандартов, которые призваны защищать клиентов от невыгодных финансовых услуг и ориентировать МФО на защиту прав клиентов. «Сертификация по защите клиентов – это независимая оценка третьего лица, предоставляющая всеобщее признание соблюдения принципов защиты клиентов в деятельности, продуктовой линейке финансовой организацией. Получение сертификата открывает МФО еще и доступ к рынкам иностранного капитала. Международные социальные фонды, вкладывающие инвестиции в микрофинансовую отрасль по всему миру и работающие с крупными казахстанскими МФО, отдают предпочтение и приоритет компаниям, имеющим сертификат по соблюдению принципов защиты клиентов», - заявил глава Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана.


Кроме того, по мнению спикера в Казахстане необходимо разработать и внедрить стандарты этичного поведения на рынке микрокредитования. Нарушение этики, злоупотребления на рынке микрокредитования будет со временем должно стать основанием для исключения МФО из СРО, соответственно, с запретом на осуществление микрофинансовой деятельности.


«В отличие от банковского и страхового сектора, где омбудсмены работают давно, в микрокредитовании нет до сих пор уполномоченного по правам заемщиков. На сегодняшний день клиенты со своими проблемами обращаются в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка, и на рассмотрение их заявлений уходит от 3 до 14 дней, но для клиента это долгий срок. Микрофинансовый омбудсмен мог бы оперативно рассматривать жалобы клиентов, обратив на себя весь поток заявлений и жалоб в адрес МФО, поступающих к финансовому регулятору», уверен председатель Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана.


Кроме того, он предложил создать фонд для поддержки, обучения клиентов и решения спорных ситуаций. «Логика данного фонда – чем больше жалоб на МФО, тем выше ее отчисления в данный фонд. Средства из фонда должны быть направлены на обучение клиентов, повышение финансовой грамотности, поддержку при возникновении проблем и спорных ситуаций. (…) Пользуясь, случаем, хочу предложить всем участникам рынка микрокредитования присоединиться к нашей инициативе», - заявил спикер.


Ситуация на рынке


По данным Первого кредитного бюро на 1 января 2022 года портфель займов в МФО составил 811,1 млрд тенге или 3% от всего объема портфеля займов, выданных банками и небанковскими кредитными организациями. По итогам 2021 года, количество рассмотренных финансовым регулятором обращений и жалоб в адрес организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (в том числе ломбарды и кредитные товарищества), составляет порядка 8% (более 1 800 заявлений) от общего количества заявлений, направленных потребителями финансовых услуг в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.


«Исходя небольшого количества жалоб на МФО, можно также предположить, что рынок микрокредитования не является основным источником социальной напряженности. Кроме того, МФО не привлекают вклады населения, не открывают счета, не осуществляют переводные операции и для устойчивости финансовой системы рисков не несут. В структуре кредитного портфеля МФО более 50% составляют микрокредиты предоставленные на предпринимательские цели физическим лицам и субъектам МСБ. Задача МФО – максимально удовлетворять спрос на кредитование лиц, которые не имеют доступа к банковскому финансированию», - подчеркнул Ербол Омарханов.


В настоящее время в отношении МФО на законодательном уровне установлены ограничения, направленные на социальную защиту прав потребителей финансовых услуг. Это требования по расчету коэффициенту долговой нагрузки, ограничение предельного размера ГЭСВ, переплаты по микрокредиту, ограничение неустойки, установлен обязательный досудебный порядок урегулирования задолженности, требования к оформлению договора займа, повышены пруденциальные требования, установлена обязательная биометрическая идентификация при выдаче микрокредитов электронным способом и др.

 

Источник: ProDengi.kz
Автор: Ирина Ледовских
Фото: