Названы самые крупные финансовые аферисты XXI век
Мошенники создают пирамиды, банковские трейдеры оперируют на грани риска, топ-менеджеры компаний вводят своих инвесторов в заблуждение. Да и некоторые миллионеры порой оказываются банальными растратчиками, чей капитал - одна лишь видимость.
Бернард Мейдофф
Бернард Мейдофф по праву должен лидировать в любом рейтинге финансовых мошенников. Свои первые и, возможно, единственные честно заработанные пять тысяч долларов он накопил, подрабатывая спасателем на пляже и монтажником садовых установок во время учебы в колледже в Нью-Йорке. На эти деньги в начале 1960-х основал инвестфонд Madoff Investment Securities, который со временем снискал репутацию одного из самых надежных и прибыльных в США. Фонд предлагал своим вкладчикам стабильный доход в 12-13 процентов годовых с нулевыми рисками невозврата инвестиций. Желающих вложить деньги на таких условиях хватало. Клиентами Madoff Investment были крупные банки, хедж-фонды, благотворительные организации, а также состоятельные представители европейской знати и голливудские знаменитости.
С годами Мейдофф привлек в бизнес членов семьи — брата, сыновей и племянников. Вместе с супругой основал благотворительный фонд, жертвовавший миллионы на культуру и искусство. Участвовал в создании американской фондовой биржи NASDAQ и в 1990-е возглавлял ее совет директоров. Инвестфонд Мейдоффа входил в число крупнейших игроков этой биржи.
Кризис в мировой экономике 2008 года разрушил бизнес-империю Мейдоффа и его репутацию великого финансиста: в конце года несколько крупных инвесторов попросили вернуть средства или активы на общую сумму семь миллиардов долларов. Под управлением фонда на тот момент находилось 17 миллиардов. И тут выяснилось, что фонд — классическая пирамида, которая выплачивала деньги вкладчикам за счет притока новых клиентов.
Мейдофф признался в этом своим сыновьям, и те сдали его полиции. От аферы пострадали такие крупные финансовые структуры, как HSBC, BNP Paribas, Royal Bank of Scotland, Banco Santander и многие другие. Общий ущерб достоверно неизвестен, по оценкам — до 160 миллиардов долларов. Суд в Нью-Йорке приговорил Мейдоффа в 2009 году к 150 годам заключения. Его супруге пришлось распродать предметы роскоши и недвижимость для частичного покрытия причиненных убытков, один из сыновей в 2010 году покончил жизнь самоубийством, другой получил десять лет тюрьмы.
Бернард Эбберс
Бывший учитель физкультуры Бернард Эбберс создал, а затем разорил одну из крупнейших в США телекоммуникационных компаний. Достойна экранизации даже не столько история финансовых махинаций этого человека, сколько его судьба.
Родился и вырос будущий делец в небогатой семье торговца (что продавал его отец, достоверно неизвестно), которая постоянно переезжала с места на место. У будущего миллиардера нередко не хватало денег даже на гамбургер. Учеба в спортивном колледже также не сулила особых перспектив, а полученная в драке травма поставила крест на карьере баскетболиста. Бернард Эбберс занялся бизнесом, начав с позиции управляющего небольшого отеля. Быстро дорос до руководителя сети мотелей.
В 1984 году основал с приятелем телекоммуникационную компанию Long Distance Discount Services Inc. (LDDS), которая под его руководством выросла во второй по величине телеком-холдинг страны. Стратегия Эбберса была простой: все доходы он тратил на поглощение мелких локальных игроков. Развитие LDDS (в середине 1990-х переименованной в WorldCom) пришлось на период распада телекомгиганта AT&T — власти принудительно разделили монополиста. Эбберса сгубила жадность: WorldCom принялась скупать фирмы, чья стоимость во много раз превышала ее собственную. Эбберс поручил своему заместителю Скотту Салливану фальсифицировать финансовую отчетность, чтобы скрыть убытки. Пост главы компании он покинул еще до того, как обман вскрылся, и пирамида рухнула. Но это не помогло ему избежать наказания — в 2005 году миллиардера приговорили к 25 годам тюрьмы.
Аллен Стэнфорд
В 2012 году суд вынес приговор одному из самых одиозных американских финансистов Аллену Стэнфорду, которого, как и Бернарда Мейдоффа, вывел на чистую воду кризис 2008 года.
В конце 1970-х предприимчивый техасец открыл спортивный зал в городе Вако, но спустя несколько лет обанкротился. Первые серьезные деньги он заработал на торговле недвижимостью. Партнером и наставником выступил его отец — Джеймс Стэнфорд. Сколотив капитал, Стэнфорд-младший перебрался на островное государство Антигуа и Барбуда (Карибские острова), где зарегистрировал свой Stanford International Bank.
В начале 1990-х Стэнфорд-старший ушел на покой, и сын выкупил его долю в семейном бизнесе — инвесткомпании Stanford Financial Group, став ее единственным владельцем и руководителем. Он предлагал вкладчикам своего банка фальшивые депозитарные сертификаты, гарантирующие, как заявлялось, высокую прибыль. Деньги, между тем, уходили на его личные счета. И он, не скупясь тратил их на шикарные яхты, благотворительность, а также содержание профессиональной крикетной команды. Стэнфорд даже получил рыцарское звание от властей Антигуа, что неудивительно — он был крупнейшим работодателем на острове.
В 2008 году деятельностью банка и инвестфонда, под управлением которого находились активы на 50 миллиардов долларов, заинтересовалась Комиссия по ценным бумагам и биржам США. Результат был печальным для Стэнфорда и его вкладчиков. Клиентам не удалось вернуть инвестиции примерно на 7-8 миллиардов долларов, а миллиардер отправился за решетку на 110 лет.
Жером Кервьель
Финансист принес убытков на 4,9 миллиардов евро, которые суд и приговорил ему вернуть пострадавшим. Также Кервьель проведет три года за тюремной решеткой. Интересно, что Жером не являлся высокопоставленным топ-менеджером. Он был всего лишь трейдером банка Societe Generale, но своей несанкционированной торговлей сумел нанести работодателю немалый ущерб. Хотя суд и признал его мошенников, сам Кервьель не признался в грехах. Он утверждал, что свои операции осуществлял по приказу непосредственных руководителей. Причем француз не преследовал личной выгоды, а просто пытался добиться высоких показателей, которые принесли бы ему премию. Только вот торговля складывалась неудачно. Кервьель пытался компенсировать убытки новыми, еще более рискованными операциями, что только ухудшало ситуацию. В итоге деятельность трейдера была раскрыта, а сам он - арестован.
Интересно, что подсудимый попытался избежать ответственности, заявив, что о банковских потерях хорошо знали его руководители. Но доказать это он не мог, поэтому в 2010 году был приговорен к трехлетнему тюремному заключению и двум годам условно. Кроме того, он должен был возместить все финансовые убытки инвестиционной компании, в которой работал.
Кадзуцуги Нами
Кадзуцуги Нами можно назвать профессиональным аферистом. В 1970-е он занимал пост вице-президента компании APO Japan Co в Токио. Фирма якобы производила устройства для очистки выхлопных газов, а на самом деле представляла собой пирамиду. В 1975-м обанкротилась.
Нами участвовал в организации и другой схемы отбора денег у населения — компаний по выпуску волшебных камней для очистки воды и высокопроизводительных скороварок. Однако все эти чудесные изобретения были лишь прикрытием для того, чтобы облапошить доверчивых инвесторов. Так продолжалось до тех пор, пока мошенник не попал в поле зрения полиции, а затем и в тюремную камеру. Но пребывание за решеткой не уничтожило в предприимчивом японце дух Остапа Бендера. Выйдя на свободу, он взялся за старое.
В 2000 году Нами основал инвесткомпанию L&G, обещавшую вкладчикам каждые три месяца выплачивать по 9 процентов дивидендов на каждый вложенный миллион иен. Этого показалось мало, и компания выпустила собственные электронные деньги — Enten, которые обменивались на настоящие. За семь лет около 40 тысяч инвесторов вложили в L&G, по разным оценкам, от 126 миллиардов до 200 миллиардов иен (1,4-2,24 миллиарда долларов). В 2007 году выплата дивидендов неожиданно прекратилась. Аферу расследовали три года. В 2010-м Кадзуцуги Нами, которому уже исполнилось 76 лет, приговорили к 18 годам тюрьмы.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter