Названы причины низкого инвестдохода пенсионных активов
Ключевым показателем эффективности управления пенсионными активами является реальная годовая инвестиционная доходность на пенсионные активы. Реальная доходность определяется как разница между номинальной доходностью по ценным бумагам и инфляцией за год. Средняя ежегодная реальная доходность пенсионных активов ЕНПФ за десять лет (2014–2023) составила всего 0,1%. В долгосрочных актуарных расчетах ЕНПФ прогнозируется, что в будущем в среднем реальная годовая ставка инвестиционной доходности пенсионных активов ЕНПФ (управляемых Нацбанком) будет составлять 2%, говорится в аналитической записке Halyk Finance.
Историческая и прогнозируемая реальная годовая ставка инвестиционной доходности пенсионных активов ЕНПФ находятся на очень низком уровне. Например, в мае этого года Финский Пенсионный Центр (официальный орган взаимодействия) выпустил сравнительный анализ доходностей пенсионных активов в различных развитых странах. «В данном сравнении доходностей пенсионных инвестиций участвовали 24 пенсионных фонда из Северной Европы, Северной Америки и Азии. Все они являются крупными фондами в своих пенсионных системах, как с точки зрения охвата населения, так и с точки зрения размера пенсионных активов. Согласно данному исследованию, средняя ежегодная реальная доходность пенсионных активов в этих 24 пенсионных фондах за десять лет (2014–2023) составила 4,5%, что в 2,5 раза выше прогноза ЕНПФ по будущей доходности его пенсионных активов», - говорится в сообщении Halyk Finance.
Согласно актуарным расчетам ЕНПФ, размер будущих пенсий, выплачиваемых из ЕНПФ (и из любого пенсионного фонда), очень чувствителен к реальной инвестиционной доходности на пенсионные активы. Так, согласно упомянутому ранее отчету ЕНПФ, увеличение реальной доходности с 2% до 3% увеличит совокупные коэффициенты замещения трудовых доходов пенсией сразу на 13 процентных пунктов. Рост коэффициента замещения на 13 пп означает очень большой рост пенсий по окончании трудовой деятельности.
Доходность пенсионных активов
Традиционно государство в лице регуляторов финансового рынка предпочитает, чтобы инвестиции из пенсионных накоплений делались внутри страны, а не на внешних рынках. В этом случае пенсионные деньги идут на кредитование отечественной экономики в виде покупки акций и долговых ценных бумаг отечественных частных и государственных организаций. В связи с этим регуляторы обычно ограничивают отечественные пенсионные фонды в размерах инвестиций в иностранные ценные бумаги. В случае, когда пенсионные фонды ориентированы на инвестиции во внутренний рынок, очень важно, чтобы отечественный фондовый рынок (рынок ценных бумаг) был хорошо развит так, чтобы в нем было достаточное количество качественных частных эмитентов, которые обеспечивают более высокую инвестиционную доходность, чем государственные ценные бумаги.
«Процикличная бюджетная политика. Как мы уже не раз писали, процикличная бюджетная политика усиливает сырьевую зависимость экономики Казахстана, что приводит к постоянно высокой инфляции, высоким процентным ставкам и нерыночному курсу тенге, что, в свою очередь, сильно мешает развитию рынка ценных бумаг», - отмечают аналитики.
Государственное финансирование частных и квазигосударственных организаций по ставкам ниже рыночных через кредиты или через покупку нерыночных ценных бумаг очень сильно мешает развитию финансового рынка в Казахстане, включая развитие рынка ценных бумаг. Льготное государственное финансирование создает в финансовой системе следующие проблемы:
a. Представляет собой недобросовестную конкуренцию со стороны государства;
b. Внедряет мнение среди населения и бизнеса о несправедливости рыночных процентных ставок;
c. Увеличивает избыточную ликвидность в финансовой системе, разгоняя инфляцию и увеличивая базовую ставку.
«Также государство проводит через фондовый рынок Казахстана большое количество сделок по нерыночной цене и другим нерыночным условиям, в результате чего на сегодня размер фондового рынка Казахстана выглядит достаточно неплохо. Однако, если из объема фондового рынка убрать все нерыночные ценные бумаги, по которым нет сделок на вторичном рынке, то размер рынка ценных бумаг снизится в несколько раз и станет неадекватным размеру нашей экономики», - говорится в аналитической записке.
Приватизация государственных компаний через фондовый рынок – это мощный инструмент развития фондового рынка, который был очень плохо реализован в Казахстане.
Наличие достоверной кривой доходности государственных ценных бумаг играет важную роль в развитии рынков капитала. Основная роль кривой доходности государственных ценных бумаг заключается в предоставлении ориентира, по которому инвесторы могут оценивать другие национальные ценные бумаги. Кроме того, кривая доходности государственных облигаций также поддерживает проведение налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, что положительно сказывается на общей макроэкономической стабильности страны.
«Наличие двух фондовых бирж (KASE и AIX) на небольшом фондовом рынке. На сегодняшний день в Казахстане действуют две биржи, которые работают параллельно и с одним и тем же набором ценных бумаг от одних и тех же отечественных эмитентов. Такая ситуация дезориентирует частных инвесторов и эмитентов и снижает ликвидность отечественных ценных бумаг на каждой бирже. В то же время каждая биржа имеет свое собственное регулирование, которое радикально отличается друг от друга, что значительно усложняет деятельность и дезориентирует как отечественных, так и иностранных профессиональных участников отечественного рынка капитала. Очевидно, что такое положение дел напрямую вредит развитию рынка капитала», - отмечают в Halyk Finance.
Широкая и диверсифицированная база инвесторов обеспечивает ликвидность, глубину инвестиций и стабильность на фондовом рынке. Благодаря длительным инвестиционным горизонтам и низкому левериджу пенсионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды на внутреннем рынке могут быть эффективными в предоставлении долгосрочных средств и улучшении ликвидности на рынке.
«Улучшение корпоративного управления эмитентов, как правило, способствует более эффективному управлению и использованию капитала, а также более высокой и стабильной оценке стоимости компаний и меньшей зависимости от долговых обязательств. В целом, законодательство о корпоративном управлении в Казахстане достаточно хорошо развито, но существуют значительные проблемы с соблюдением стандартов ОЭСР по корпоративному управлению в государственных компаниях, что в феврале этого года было отмечено в отчете ОЭСР по анализу корпоративного управления в госкомпаниях Казахстана.», - отмечают аналитики
Как было сказано ранее, крупные пенсионные фонды в развитых странах добиваются гораздо более высокой реальной доходности при инвестициях пенсионных средств. Помимо того, что развитые страны имеют гораздо более развитые фондовые рынки, другой проблемой ЕНПФ является гораздо более консервативная инвестиционная политика Нацбанка. Для повышения доходности пенсионных активов в Казахстане нужно переходить на менее консервативные инвестиционные политики, которые используются в пенсионных фондах развитых стран. Также с учетом лучшей мировой практики необходимо повышение доли и улучшения инвестиционной политики по валютному портфелю ЕНПФ.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter