prodengi.kz

Банки и финансы

Налоговые поступления казахстанцев выросли на 1,3 трлн. тенге в первом полугодии

62

Аналитический центр АФК представил обзор бюджетного баланса Казахстана за первое полугодие 2025 года.

 

На фоне ускорения экономической активности (до 6,2% с 3,2% годом ранее), более слабого курса тенге, низкой базы по КПН и НДС в связи с авансовыми платежами и возвратами экспортерам совокупные налоговые поступления (Нацфонд + МБ + РБ) по итогам первого полугодия 2025 года показали двухзначный рост, заметно улучшив фискальную позицию.

 

 

За январь-июнь 2025 года собрано 12,5 трлн. тенге налогов, в сравнении с показателем в 11,2 трлн. тенге за аналогичный период 2024 года (+11,2% или 1,3 трлн. тенге).

 

В абсолютных параметрах наибольший рост налогов отмечается в республиканском бюджете (1,3 трлн тенге). Около 90% этого прироста приходятся на поступления по КПН (538 млрд тенге), НДС (465 млрд тенге) и таможенной пошлине на нефть (117 млрд тенге) за счет значительного увеличения её добычи (за 6М25 добыто 49,9 млн тонн, что на 11,6% больше, чем в прошлом году за первое полугодие).

 

В первом полугодии 2025 года ВВП Казахстана вырос на рекордные 6,2% г/г, что вкупе со слабым курсом нацвалюты и эффектом низкой базы по КПН и НДС поддержало двухзначный рост совокупных налоговых сборов (+11,2%), включая поступления в республиканский (+24,1%) и местные бюджеты (+13,9%). Это позволило заметно улучшить исполнение годового плана по налоговым сборам до 45% по сравнению с 40% за аналогичный период прошлого года.

 

 

Дополнительную поддержку фискальной устойчивости оказал рост цен на золото (+25,2% за 6М25), что привело к увеличению объёма ЗВР Национального Банка и укреплению общей внешнеэкономической позиции страны. Суверенные рейтинги Казахстана сохраняются на инвестиционном уровне, в том числе благодаря накопленным резервам.

 

Говоря о резервах, следует отметить, что поступления в Нацфонд заметно упали (-22%) на фоне слабой сырьевой конъюнктуры, что в условиях высоких изъятий снижает потенциал его накопления и ставит под сомнение выполнение цели по доведению его активов до 100 млрд долларов к 2029 году. Единственным фактором прироста его активов второй год подряд выступает инвестдоход.

 

Расходы бюджета продолжили расти опережающими темпами, превышая доходную часть на 3,0 трлн тене, что покрывается высокими объемами привлечения госдолга. Однако условия заимствований ухудшились: повышение базовой ставки до 16,5% привело к росту доходностей по ГЦБ на всей длине кривой, что повышает стоимость обслуживания долга. Дополнительным сдерживающим фактором может стать вступившее в силу налогообложение доходов по ГЦБ (10%), ранее освобожденных от налога. Это может ограничить интерес инвесторов к рынку госбумаг и усложнить планы по привлечению средств во втором полугодии.

 

Согласно ПСЭР на 2025-2029 гг., дефицит госбюджета в текущем году составит 4,0 трлн тенге, но более низкие средние цены на нефть относительно текущего бюджетного ориентира (70 vs 75) и серьёзное ускорение расходов (+18,8%) могут привести к его более высокому значению. Это усиливает необходимость жёсткого контроля за динамикой роста расходов и их общей эффективности, а также требует гибкости в управлении долговой нагрузкой. При этом налоговая реформа, продолжающееся падение тенге и консолидация фискальной политики создают предпосылки для стабилизации бюджетной траектории в 2026 году.

 

Фото Максима Золотухина

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter