МВФ: мировой госдолг превысит $100 трлн
Глобальный государственный долг в 2024 году превысит $100 трлн (93% мирового ВВП) и продолжит расти, приближаясь к 100% ВВП к 2030 году. Такой прогноз следует из доклада Международного валютного фонда (МВФ), сообщает Frank Media.
Организация ожидает, что примерно в двух третях стран долг стабилизируется или снизится, но останется выше уровней, прогнозировавшихся до пандемии. Страны, у которых долг не стабилизируется, составляют более половины мирового долга и около двух третей ВВП.
По мнению МВФ, существуют веские основания считать, что реальные уровни государственного долга могут оказаться выше, чем прогнозируется сейчас, из-за того, что политические лидеры все чаще обсуждают и принимают решения, которые предполагают увеличение государственных расходов, связанных с переходом на зеленую экономику, старением населения и безопасностью. «Кроме того, как показывает прошлый опыт, в прогнозах, как правило, систематически занижаются уровни долга: фактическое отношение долга к ВВП три года спустя в среднем выше прогнозируемого на 6 п.п. ВВП», — указывают авторы доклада.
В своем докладе МВФ также представили новый подход — концепцию «долга, подверженного риску», который помогает оценить риски, связанные с прогнозами государственного долга. Эта концепция показывает, как экономические, финансовые и политические изменения могут повысить отношение долга к ВВП в будущем. Ожидается, что через три года глобальный долг в неблагоприятном сценарии может превысить базовые прогнозы на 20 п.п., достигнув 115% ВВП к 2026 году. «Причина роста связана с тем, что высокий текущий уровень долга делает экономику более уязвимой, может привести к замедлению темпов экономического роста и ухудшению финансовых условий», — следует из доклада. В странах с развитой экономикой прогнозируемый долг на три года вперед составляет 134% ВВП, что несколько ниже пиковых значений времен пандемии. Для развивающихся стран этот показатель вырос до 88% ВВП. При этом в странах с развитой экономикой долговые риски связаны с высоким исходным уровнем долга и дефицитом в таких системно значимых странах, как США и Китай. В развивающихся странах долговые риски усиливаются финансовыми условиями.
Экономисты МВФ также отмечают, что колебания стоимости заимствований все больше зависят от глобальных факторов, что может привести к повышенной волатильности доходности по суверенным облигациям, особенно в странах с высоким уровнем долга и неопределенностью в налоговой и монетарной политике.
Еще одним фактором, увеличивающим долг является так называемый «неустановленный долг», который не связан с процентными ставками, бюджетным дефицитом или валютными колебаниями. Он объясняется условными обязательствами, бюджетными рисками и просроченной задолженностью, которые в среднем добавляют 1–1,5% ВВП в год, увеличиваясь до 7 п.п ВВП после финансовых кризисов.
По мнению МВФ, для стабилизации госдолга необходимы более серьезные бюджетные корректировки, чем планируется сейчас (в среднем на 3–4,5% ВВП, что почти в два раза превышает размеры прошлых корректировок), страны также должны восстанавливать резервные фонды, особенно на фоне замедления инфляции и возможного смягчения денежно-кредитной политики. «Промедление обойдется дорого: в странах, в которых прогнозируется дальнейший рост долга, таких как Бразилия, Италия, Франция, Соединенное Королевство, США и Южная Африка, отсрочка в принятии мер приведет к необходимости еще большей корректировки. Выжидание сопряжено с риском: опыт стран показывает, что высокий уровень долга может спровоцировать негативную реакцию рынка и ограничивает пространство для бюджетного маневра перед лицом негативных потрясений», — отмечают авторы доклада. В нем также говорится, что важными элементами необходимых бюджетных корректировок являются являются оптимизация расходов, налоговые реформы и эффективное управление долгом.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter