menu

Статьи

Механизмы поддержки бизнеса требуют серьёзных реформ

98

Республиканский бюджет на 2025-2027 годы, и в первую очередь, бюджет Казахстана 2025, пережили бурное, эмоциональное и при этом, вопреки правилам, длительное обсуждение, в мажилисе, затем в сенате и снова в мажилисе, и снова в сенате. Депутаты мучили правительство вопросами и поучениями, пресса ехидничала насчёт «дыры в бюджете», размером в 3,6 трлн тенге, граждане возмущались изъятиями из Национального фонда, который вообще-то должен отчислять деньги их детям.

 

В первом чтении республиканский бюджет на 2025-2027 годы был утвержден мажилисом Казахстана 30 октября.

 

«Мажилис принял законы о республиканском бюджете и о гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2025-2027 годы. Они соответствуют задачам, поставленным президентом страны, и сохраняют свою социальную направленность», - заключил обсуждение и голосование по бюджету, одобренного 90 депутатами мажилиса, спикер нижней палаты парламента РК Ерлан Кошанов.

 

Доходы республиканского бюджета прогнозируются на уровне 15,6 трлн тенге в 2025 году, 16,7 трлн тенге – в 2026 году, 18,2 трлн тенге – в 2027 году. Расходы, предположительно, составят 25,8 трлн, 23,2 трлн тенге и 24,6 трлн тенге, соответственно. Объем гарантированного трансферта из Нацфонда ¬– по 2 трлн тенге, ежегодно.

 

Более 68% расходов бюджета направлены на реализацию стратегических целей и целевых индикаторов. Проект бюджета предполагает стабильный рост экономики ¬¬– на 5,4 % в год, в среднем и отдельных отраслей, с опережающим ростом обрабатывающей промышленности – на 5,8 %, строительства – на 9,3%, информации и связи – на 9,5 %.

 

Сенат в первом чтении «зарезал» отдельные статьи бюджета

 

Однако сенату бюджетные дебаты правительство проиграло. Верхняя палата парламента не приняла закон в первом чтении: «Не одобрить отдельные статьи (…) и возвратить закон в мажилис парламента РК с предложением новой редакции», - было написано в его постановлении. В точности прогноза роста на 2025 год сенаторы сомневались, а правила изъятий из Нацфонда требовали ужесточить. 

 

В ходе обсуждения законопроекта депутаты внесли 136 предложений по его изменению. Сенатор Султанбек Макежанов счел, что прогноз роста базовых макропоказателей Миннацэкономики на 2025 год в 5,6% сомнителен и завышен. Это подтверждалось ситуацией с основными резервами роста ВВП: промышленность выросла всего на 2,6% за 10 мес. 2024 года, а добыча нефти снизилась. Рост ВВП поддерживается ростом госрасходов, особенно на сельское хозяйство и строительство, а горнодобывающая и обрабатывающая отрасли растут медленнее. 

 

Рост госрасходов способствует росту инфляции и, вероятно, «коридор инфляции на 2025 год в размере от 5,5-7,5%, как и ранее, останется лозунгом», - добавил депутат.

 

По мнению сенатора, налоговое администрирование реализуется слабо - правительство продолжает финансировать проекты за счет изъятий из Нацфонда при слабой собираемости налогов. В 2025 году общий объем трансфертов из Нацфонда должен снизится и составить 5,2 трлн. Это превышает поступления в фонд, которые, как ожидается, составят 4,8 трлн, примерно, на 500 млрд тенге.

 

Размер гарантированного трансферта в бюджет на 2025-2027 годы составит 2 трлн тенге ежегодно. Чистые валютные активы Нацфонда, по прогнозам, составят $62,2 млрд в 2025 году и $69,9–78,7 млрд в 2026-2027 годах, докладывал сенаторам министр нацэкономики (теперь уже бывший) Нурлан Байбазаров. 

 

Нет строгого норматива по ограничению изъятий из Нацфонда и поэтому, по мнению Макежанова, они растут. Как пример своевольного использования целевого трансферта Нацфонда он отметил финансирование субвенций в 2025 году на 1,6 трлн тенге. Эта неопределенность по целевым трансфертам вызывает критику, например, агентства Fitch Ratings, аналитики которого заявляют, что такой характер трансфертов из Нацфонда плохо влияет на макроэкономические прогнозы и рейтинг Казахстана и могут негативно сказаться на его инвестиционной привлекательности.

 

И приток прямых иностранных инвестиций реально снижается. Поэтому сенат считает нужным «ужесточить бюджетные правила, предусмотрев выделение трансфертов из Нацфонда только в периоды экономического спада. И необходимо ограничить использование этих средств, установив ковенанты (ограничения - Prоdengi.kz) в конкретном процентном соотношении от всех расходов республиканского бюджета с привязкой к контрциклической бюджетной политике», - сказал Макежанов.

 

Доходы бюджета в основной части - налоговых поступлениях, в 2025 году достигнут, по прогнозу, «15,1 трлн тенге. Это - на 3 трлн тенге больше, чем в 2024 году, однако за 9 мес. 2024 года, планы по корпоративному налогу выполнены на 82%, а по НДС - на 70%. При этом на будущий год по ним планируется прирост более чем на 2 трлн тенге», - указал на сомнительные данные сенатор. 

 

Основные причины сокращения поступлений в бюджет 2024 года, такие, как: замедление мировой экономики, снижение цен на экспортные товары и уровня добычи нефти, могут сохраниться и в 2025 году. А обрабатывающая промышленность, которая должна генерить новые источники пополнения бюджета, растет скромно.

 

Государственный долг Казахстана, по словам Макежанова, находится на безопасном уровне, но на его обслуживание в бюджете 2025 года предусмотрено 2,5 трлн. Это - критично. Обслуживание госдолга не должно превышать 10% расходов бюджета, но в 2025 году этот показатель составит 9,7%, а в 2026 и 2027 годах – уже по 9,9%.

 

Расходы на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию тоже растут. Так, неправительственные займы на реализацию проектов строительства и реконструкции автодорог не учитываются в госдолге, но фактически обязательства перед кредиторами погашаются государством в полном объеме. АО НК «Казавтожол», при обязательствах по займам на 180 млрд, ежегодно, на 2025-2027 годы запрашивает 585,4 млрд тенге, которые не обозначены в проекте бюджета. 

 

Политика управления госактивами непрозрачна 

 

Фонд «Самрук-Казына» в бюджет последние 3 года перечислял дивидендов от 9% до 15% чистой прибыли, а политика управления госактивами непрозрачна и сложна для анализа, заявил депутат сената РК Сергей Карплюк в дебатах по бюджету на 2025-2027 годы. 

 

По его словам, кроме прямого перечисления дивидендов, правительство обязывает фонд финансировать проекты, не связанные с его профилем: спортивные, по строительству жилья и медучреждений. 

 

«И при этом из республиканского бюджета финансируется, в целом, квазигоссектор на увеличение уставного капитала и кредитование инвестпроектов. Например, на проект по производству пассажирских вагонов в 2023 году из бюджета было выделено Т162 млрд, а в 2025 году планируются ещё Т65,5 млрд. То есть, политика управления госактивами видится непродуктивной, непрозрачной и сложной для анализа», - добавил Карплюк.

 

Какие-то краткосрочные вопросы решаются, но эти средства «идут мимо бюджета» и непроизводительно тратится сам ресурс фонда, а ему нужно заниматься вопросами собственного развития, отметил депутат.

 

Развитию частного бизнеса в Казахстане нужно больше внимания, ведь надо обеспечить 6% роста на 10-15 лет, заявил спикер сената Казахстана Маулен Ашимбаев. Считается, в рамках привычной парадигмы, «Самрук-Казына», это - дивиденды, фонд развивает экономику. «Но насколько сегодня это парадигма соответствует тем стратегическим задачам, которые стоят перед страной? -  Казахстан строит рыночную экономику, поэтапно приватизирует часть квазигоссектора, уменьшает его долю, передаёт казахстанским предпринимателям, зарубежным инвесторам, и выстраивает нормальную рыночную систему», - напомнил спикер сената. 

 

В этой парадигме, когда в Казахстане «Самрук-Казына» отвечает за большую часть экономики, фонд, сам по себе, ограничен и у него есть изъяны, потому что квазигоссектор зависим от бюджета. В 2023 году правительство, по данным главы сената, «влило в фонд «Самрук-Казына», примерно, 1 трлн тенге, это - не считая тех денег, которые идут из Национального фонда. Поэтому, в любом случае, чтобы обеспечивать 6%-ый долгосрочный, качественный рост за счёт диверсифицированного роста по секторам, нужно развивать частный бизнес, привлекать инвесторов, приватизировать госпредприятия».

 

В этом направлении в майском указе президента Казахстана все задачи чётко поставлены. Парламент и правительство должны качественно реализовать нормы, изложенные в этом документе. И если базово, сейчас поэтапно, будет уменьшаться доля фонда «Самрук-Казына», то он - почти продолжение государственных институтов, и будет развиваться в этой парадигме, - заключил спикер сената. 

 

«Именно в свете установок нашего президента мы должны были внимательно посмотреть на роль государства, влияние государства на экономику, участие в экономике и посмотреть на механизмы поддержки бизнеса и здесь, видимо, нужны серьёзные реформы», - сказал Ашимбаев чуть позже в тот же день, в дискуссии на подкасте Taldau Talks.

 

Расходование средств должно быть под контролем

 

Активы соцфондов: фонд медицинского страхования (ФСМС), соцстрахования, ЕНПФ превышают всю расходную часть бюджета Казахстана и составляют более 25 трлн тенге и не известно, как используют их менеджеры эти средства, заявил Ашимбаев. 

 

«Очень важный вопрос - контроль за расходованием средств этих фондов. (…) Если в 2024 году расходная часть бюджета - Т24 трлн, активы превышают Т25 трлн. И дальше растут. Огромные средства в этих фондах саккумулированы. И (есть – bizmedia.kz) вопрос контроля и использования этих средств», - сказал Ашимбаев. 

 

По его словам, когда сенат смотрит исполнение бюджета страны, ему, «на одной странице присылают отчёт по этим фондам, табличку». И по ней сложно понять, что там происходит. В этой ситуации парламент не контролирует эти расходы. «Насколько у министерства (МТСЗН РК – Prodengi.kz) есть возможность контролировать, как используют менеджеры фондов эти средства?», - спросил глава сената. 

 

Сенат и правительство сейчас не могут на теплоэнергетику найти средства, а в фондах большие средства саккумулированы. И они должны быть подконтрольны и использоваться в общенациональных целях, пояснил Ашимбаев.

 

«Часть этих средств используются, опять же, на покрытие бюджетного дефицита. Та же песня. Как используется другая часть этих средств? -  В парламенте мы не видим. Не думаю, что министерство владеет всей ситуацией: какие расходы, куда деньги идут. Поэтому нужно, какие-то действия предпринять, чтобы правительство контролировало расходы и, чтобы они, главное, работали на наши общие задачи», - резюмировал Ашимбаев.

 

Также, правительство переплачивает 40% и более за проекты ГЧП и уже накопилось Т2 трлн обязательств государства, заявил Ашимбаев. Это - недопустимо. - «Есть ощущение, что из-за отсутствия механизмов контроля по многим проектам идёт переплата государства. И это всё отражается на расходной части бюджета».

 

СЭЗ Казахстана оправдали госрасходы 

 

Иногда, на дебатах, позиция правительства была сильной. Так, выяснилось, что Казахстан затратил Т423 млрд за все годы на развитие инфраструктуры СЭЗ, но налогов они заплатили более Т520 млрд. 

 

«У нас действует сейчас 14 специальных экономических зон (СЭЗ). За все годы на них реализовано 370 проектов, которые сейчас работают, на общую сумму инвестиций Т3,3 трлн тенге. Действительно, Т423 млрд за все годы потрачено на развитие их инфраструктуры. Однако налогов они заплатили более Т520 млрд, что превышает сумму, которую мы затратили на инфраструктуру», - сказал первый заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр, отвечая на вопросы депутатов. 

 

По его словам, пропорция вложенных госинвестиций и привлеченных средств один к восьми, это - неплохой результат. 

 

Нужны ещё Т450 млрд, чтобы завершить инфраструктуру СЭЗ, но это не обязательно делать за один год, потому что инфраструктура нужна, когда возникает нужда в строительстве какого-то предприятия на территории СЭЗ. «Мы по мере возможности будем финансировать из бюджета эту сумму, но со следующего года «Байтерек», через Фонд развития промышленности (ФРП), будет выдавать 10-летние льготные кредиты на подведение инфраструктуры самим предприятием. Это позволит, в некоторой мере, решить данную проблему», - сказал Скляр.

 

Также внедрен новый интегрированный подход по подключению предприятий к инфраструктуре, независимо от видов деятельности данной СЭЗ, без предоставления льгот, что позволило нарастить объемы инвестиций. Кроме того, внедрен комбинированный режим предоставления налоговых льгот, и в проработке - наполнение СЭЗ производителями экспортно-ориентированных товаров и импортозамещения, - отметил Скляр.

 

Цифровизация 

 

Цифровизация - не самоцель, а инструмент эффективного развития экономики - триллионы уходят ежегодно, отреагировал спикер верхней палаты парламента РК Маулен Ашимбаев. 

 

«Цифровизация не самоцель, а инструмент, чтобы эффективно развивалась экономика: цифровизация бизнес-процессов, предприятий, услуг. Во-вторых, цифровизация, это - инструмент для оптимизации социальных расходов. Более половины расходов бюджета у нас социальные расходы. Триллионы уходят ежегодно!», - сказал Ашимбаев.

 

По мнению спикера сената, можно оптимизировать эти расходы: интегрировать все базы данных, посмотреть получателей социальной помощи - может, кому-то не надо получать. 

 

«Инвестиции увеличились, благодаря цифровизации? -  Базово, инвестиции падают. Экономический рост мы обеспечили, 6%? - Пока не обеспечили. Оптимизировали социальные расходы? -  Нет, растут социальные расходы. Обеспечили качественный интернет на селе? -  Нет, не обеспечили», - заключил Ашимбаев.

 

Второе чтение бюджета в обеих палатах парламента парламенте прошло, пожалуй, менее эмоционально, хотя также напряженно. Обе стороны: министры и депутаты, были настроены конструктивно и по-деловому.

 

Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2024 года № 141-VIII «О республиканском бюджете на 2025 - 2027 годы» утвержден президентом Токаевым 4 декабря 2024 года.

 

На 2025 год городами-донорами республиканского бюджета стали:

 

          Алматы - 252 млрд тенге

          Атырауская область - 178 млрд тенге

          Астана - 75 млрд тенге.

 

В сумме из этих городов и региона в бюджет будет изъято более 0,5 трлн тенге. Остальные регионы Казахстана, наоборот, получат субвенции или финансовую поддержку из бюджета. Всего - 5,7 трлн тенге в 2025 году.

 

Алматы остается крупнейшим регионом-донором бюджета. Алматы и Астана пополняют бюджет за счет малого и среднего бизнеса, а Алматы дополнительно - за счет банков и нефтяных компаний, зарегистрированных в городе - налоги платятся по месту регистрации, а не месту фактической деятельности. Атырау может делиться с бюджетом, потому что там зарегистрированы нефтяные компании. В столице зарегистрированы квазигосударственные компании, которые и платят там налоги. Если бы все крупные компании платили налоги в регионах своей работы, регионов-доноров было бы намного больше.

 

Пока же получается, что 17 регионов Казахстана получают субвенции. Больше всего субвенций выделяется Туркестанской области - более 1,1 трлн тенге. 

 

Механизм этого процесса такой: все регионы сдают деньги в общую кассу, а затем средства распределяются. Было бы, наверно, лучше, если бы регионы самостоятельно планировали свое  развитие, хотя бы частично, но до штатов США нам далеко.

 

Фото из открытых источников

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter