В Казахстане, наверное, только одна страховая компания имеет большой опыт страхования и перестрахования космических рисков на всех этапах реализации космической миссии, начиная со строительства космического аппарата и заканчивая его запуском и орбитальной эксплуатацией - СК «Евразия». Например, в миссии Amos 5 – израильский телекоммуникационный спутник, «Евразия» участвовала с момента его сборки до момента эксплуатации на геостационарной орбите. Поэтому о космическом страховании Prodengi.kz рассказал Владислав Портной, директор департамента андеррайтинга этой организации.

 

В нашей стране страхование космических объектов относится к добровольному имущественному классу страхования. Тариф для запуска космического аппарата может достигать 20% от страховой суммы. На размер тарифа в значительной степени влияют: ракета-носитель и разгонный блок, их производитель, статистика их запусков, орбита, на которую выводится космический аппарат и т.д.


«Несмотря на высокий уровень развития современных технологий производства ракетно-космической техники, вероятность аварии и повреждения изделий такой техники сохраняется на достаточно высоком уровне, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов», - объясняет Владислав Портной, директор департамента андеррайтинга этой организации СК «Евразия».

 

Страховщики предлагают покрытие рисков на всех этапов реализации космического проекта:

•            Сборка;

•            Тестирование;

•            Хранение и транспортировка;

•            Предстартовая подготовка;

•            Запуск;

•            Эксплуатация на орбите;

•            Деорбитация (уход с орбиты после окончания срока службы или в случае неудачного выведения).

 

Кроме того, страховщики предлагают разные виды полисов:

•            Страхование имущества – космические аппараты, ракеты-носители;

•            Строительно-монтажные риски – космические аппараты, ракеты-носители;

•            Гражданско-правовая ответственность – как на земле, включая экологию, так и в космосе;

•            Страхование от несчастного случая.


Статистика

«На сегодняшний день Казахстан владеет тремя группировками спутников: космическая система связи KazSat (KazSat-2 и KazSat-3), система дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с двумя спутниками (KazEOSat-1 и KazEOSat-2), а в декабре 2018 года были запущены два спутника космической системы научно-технологического назначения (KazStSat и KazSciSat). К сожалению, в 2008 году спутник связи KazSat-1 был потерян», - объясняет собеседник.


В мире ежегодно совершается сотни запусков, их количество постоянно растёт. Всё новые страны и частные компании занимаются предоставлением услуг по выводу полезных грузов на геостационарную орбиту Земли, в основном это конечно спутники различного назначения (преимущественно для связи, но есть и научные). Развитие космического туризма будет следующей страницей развития отрасли.


Только с начала 2022 года во всём мире было осуществлено почти 150 запусков, шесть из них неудачные или частично удачные. 65 запусков было совершено американскими компаниями, 50 из которых SpaceX Илона Маска. 48 ракет-носителей запустил Китай. Некогда глобальный лидер и в недавнем прошлом монополист коммерческих запусков – Россия, с начала года осуществила только 20 запусков.


«Растущее количество ежегодно запускаемых спутников является ключевым фактором роста этого рынка. Повышение уровня информированности о преимуществах, предлагаемых спутниковыми технологиями, в сочетании с возросшим спросом со стороны различных отраслей, таких как производство и телекоммуникации, привели к увеличению инвестиций организаций по всему миру в космические программы. Это в значительной степени способствует выполнению общих требований по управлению рисками, что делает важным для производителей, участвующих в процессе запуска или на этапе эксплуатации, иметь полис страхования космических объектов, который покрывает риски, возникающие в связи с этой деятельностью», - уточняет Владислав Портной.


Кроме появления новых комических держав – среди которых теперь Китай и Индия – на рынок вышли и частные компании, в основном из США. Новые технологии, не смотря на увеличение интенсивности запусков, повышают общий уровень успешных пусков. Благодаря развивающейся конкуренции снижается и стоимость каждого запуска космической миссии, и соответственно лимиты страхового покрытия.


«Кроме того, рынок коммерческих запусков активно развивается благодаря услугам связи, которые требуют выведения на орбиту всё новых группировок спутников. Определённо, за ростом рынка комических услуг будут расти и перестраховочные ёмкости. Однако не каждая страховая компания может выйти на этот рынок, в Казахстане таких и вовсе единицы», - заключил директор департамента андеррайтинга этой организации СК «Евразия».


Удобный страховой продут можно подобрать здесь.


Фото из открытых источников