2239
Директор ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана» Ербол Омарханов рассказал NUR.KZ как происходит процесс списания проблемной задолженности по микрокредитам.
Как отметил Омарханов, «это не государственная инициатива и никакая не кредитная амнистия».
«МФО постоянно в рамках планов снижения проблемной задолженности делают реструктуризацию, частичное или полное прощение долга, согласно установленной законодательством обязанности по досудебному урегулированию задолженности.
Регулятор только рекомендует МФО работать с просрочкой и требует соблюдения всех законодательных требований, но при этом МФО сами решают кому списывать и кому давать реструктуризацию.
Цифра 28 000 — это консолидированная цифра, которую МФО предоставили в рамках урегулирования проблемной задолженности. МФО, по сути, за счет своих средств делает полное или частичное списание проблемной задолженности», - пояснил глава ассоциации.
При этом прощение долга по микрокредитам касается только краткосрочных займов, предоставленных электронным способом через интернет в режиме онлайн на сумму до 50 МРП (159 тысяч тенге) и сроком до 45 календарных дней, уточнил он.
Ербол Омарханов отмечает, что в этом секторе микрокредитования накопилось большое количество невозвратных микрокредитов, эту проблему поднимали неоднократно на разных уровнях.
«С учетом вышеуказанных подходов, благодаря огромной работе, проделанной Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка, а также инициативе Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана, нам удалось решить проблему, связанную с высоким количеством должников в этом сегменте рынка финансовых услуг.
На сегодняшний день, уровень NPL 90+ в секторе онлайн кредитования снижен до 9,8%, количество уникальных заемщиков, находящихся на просрочке сокращено с 550 000 (по состоянию на 1 июля 2022 года) до 140 332 (по состоянию на 7 ноября 2022 года).
Эта работа будет продолжена, в настоящее время для таких МФО в приоритете реструктуризация или списание проблемной задолженности в отношении социально-уязвимых слоев населения», - сообщил Ербол Омарханов.
Таким образом, тревожная ситуация с высоким количеством должников и проблемной задолженности в секторе онлайн кредитования силами финансового регулятора и самих участников этого рынка нейтрализована, отметил он.
Глава ассоциации также сообщил, что «в традиционных МФО, предоставляющих микрокредиты в режиме оффлайн на сумму до 20 000 МРП, в основном на развитие МСБ, проблемы большого количества просроченных микрокредитов нет. Поэтому заявленные меры по прощению долгов 28 000 заемщикам на сумму 600 млн тенге не относятся к традиционным МФО, работающим в оффлайн режиме, то есть предоставляющими микрокредиты традиционным способом через кассовые отделения при непосредственном живом контакте с заемщиками».
«Такие компании в установленном законодательством порядке и в текущем режиме предоставляют отсрочки или списывают микрокредиты на основе индивидуального анализа финансового положения заемщика, уровня его доходов, социального статуса и жизненных условий.
Еще раз подчеркну, что обязательным условием прощения долга является прохождение заемщиком стадии досудебного урегулирования спора о задолженности, то есть заемщик сначала должен обратиться в МФО и попросить отсрочку или реструктуризацию займа и только потом рассчитывать на прощение долга если другие возможности досудебного урегулирования спора полностью исчерпаны. Решение о списании или реструктуризации принимает МФО при наличии фактов или документов, подтверждающих ухудшение финансового положения заемщика», - пояснил эксперт.
Также Ербол Омарханов сообщил, что для усиления мер по досудебному урегулированию спора о задолженности, исходя из понимания участниками рынка микрокредитования важности и необходимости снижения роста просроченных кредитов, социальной напряженности в секторе МФО в структуре Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК), по инициативе участников рынка микрокредитования, создан автоматизированный контакт-центр по поддержке заемщиков и микрофинансовый омбудсмен.
Эти инструменты по поддержке заемщиков МФО будут применяться всеми МФО (оффлайн и онлайн кредиторов), потому что требования законодательства по досудебному урегулированию споров с должниками распространяются на всех без исключения участников рынка МФО.
«Заемщики испытывающие проблемы с погашением долга по микрокредиту могут обращаться по следующим контактам напрямую в нашу службу поддержки по телефону: +7 771 933 34 44, обращения также принимаются через мессенджер Whatsapp по номеру +7 771 933 34 44 или на еmail: manager@mfohelp.kz.
Такие обращения и жалобы через контакт-центр будут отрабатывать самостоятельно и оперативно день в день», - пообещал Омарханов.
Также он напомнил, что с целью дальнейшего развития сектора МФО, в рамках социально-ориентированного подхода и ответственного ведения бизнеса, Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана 28 октября 2022 года провела Центрально-Азиатский микрофинансовый саммит под названием: «Социальные аспекты в микрофинансировании». Участники рынка МФО поставили для себя цель развивать микрофинансирование в Казахстане в социально-ориентированном ключе и придерживаться стратегии ответственного кредитования, отметил Омарханов.
Ранее сообщалось, что АРРФР ужесточает регулирование микрофинансовых организаций.
Фото из открытых источников
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и использования cookie-файлов .