Какие проблемы есть в регулировании финсектора РК
Всемирный банк (ВБ) опубликовал отчёт о развитии финансовой системы Казахстана. По итогам Программы оценки финансового сектора РК ВБ выпустил отдельный общий отчет, который в основном посвящен развитию финансовой системы в стране, говорится в статье Halyk Finance.
В отчете ВБ указано, что финансовый сектор Казахстана нуждается в углублении и диверсификации, чтобы он мог выполнять свою роль важнейшего источника экономических преобразований в стране. Более диверсифицированная, устойчивая и гибкая экономическая модель требует масштабного и эффективного перераспределения финансовых ресурсов в ней. Однако финансовый сектор Казахстана остается относительно небольшим относительно размера ВВП в стране. Это означает, что существуют значительные возможности для увеличения количества и качества финансового посредничества в данном секторе экономики.
«По мнению ВБ, более глубокая и диверсифицированная финансовая система расширила бы и улучшила распределение финансовых ресурсов в Казахстане, тем самым способствуя экономическому росту и поддерживая переход к более устойчивой, жизнестойкой и инклюзивной экономической модели развития Казахстана. Ускорение финансового развития при сохранении финансовой стабильности в Казахстане тесно связано с реформами, направленными на снижение роли государства в финансовом секторе», - говорят аналитики Halyk Finance.
Изменение роли государства в финансовом секторе
В отчете ВБ большое внимание уделяется изменению роли государства и повышению конкуренции в финансовом секторе. По мнению ВБ, стремительное развитие финансовой системы Казахстана при сохранении финансовой стабильности напрямую зависит от изменения роли государства в финансовом секторе. Прямое участие государства в финансовом секторе, как через владение финансовыми учреждениями, так и через субсидируемое кредитование, широко распространено и в последнее время усилилось, что мешает развитию.
Также, как отмечает ВБ, чрезмерно активная роль государства как собственника и льготного кредитора сопровождается неоптимальными функциями по развитию и надзору финансового рынка. В дальнейшем необходимо сбалансировать роль государства в финансовом секторе, перейдя от прямого вмешательства к косвенным формам поддержки, устраняя остаточные недостатки в кредитной инфраструктуре, обеспечивая здоровую конкуренцию, поощряя углубление и диверсификацию финансовой деятельности, а также дальнейшее усиление надзора за финансовым сектором и системой обеспечения финансовой стабильности. Мы полностью поддерживаем все выводы ВБ, что подтверждается нашими прежними публикациями.
ВБ отмечает, что властям следует постепенно отказаться от кредитования юридических и физических лиц по сниженным процентным ставкам и шире использовать механизмы разделения кредитных рисков между государством и частными кредиторами. Властям также следует решить другие структурные проблемы, препятствующие кредитованию частного бизнеса. Доступ к финансированию для фирм, особенно микро-, малых и средних предприятий (ММСП), остается ограниченным. Программы государственного кредитования, сосредоточенные вокруг холдинга «Байтерек», не были в полной мере эффективны и недостаточно охватывали целевых клиентов и сегменты экономики. В целом, по мнению ВБ, есть убедительные свидетельства вытеснения частного рыночного кредитования льготным государственным.
«Нами также неоднократно отмечалось, что государственное кредитование бизнеса по ставкам ниже рыночных весьма негативно влияет на расширение рыночного кредитования. По нашему мнению, льготное кредитование создаёт в финансовой системе следующие проблемы:
оно представляет собой недобросовестную конкуренцию со стороны государства;
оно внедряет мнение среди населения и бизнеса о несправедливости рыночных процентных ставок;
оно увеличивает избыточную ликвидность в финансовой системе, разгоняя инфляцию и увеличивая базовую ставку», - отмечают аналитики Halyk Finance.
По мнению ВБ, властям следует рассмотреть возможность разработки стратегии, позволяющей переориентировать негативное государственное вмешательство в финансовую систему на меры по стимулированию частного рыночного кредитования, развитию рыночных механизмов и созданию новых сегментов финансового рынка. Помимо этого, данные реформы должны сопровождаться мерами, изменяющими принципы работы и приводящими систему корпоративного управления холдингом «Байтерек» и его дочерними компаниями в соответствие с передовой международной практикой. Мы также полностью согласны с этими утверждениями ВБ.
Помимо кардинального пересмотра программ государственного кредитования экономики, ВБ также предлагает дальнейшее укрепление кредитной инфраструктуры, поскольку:
несмотря на наличие развитой системы отчетности о кредитных операциях, существует необходимость в повышении доступности данных, особенно из альтернативных источников, таких как цифровые платежи и другие источники. Также необходимо расширение доступа к финансам для начинающих заемщиков и стартапов;
существующая модель, основанная на сосуществовании государственного кредитного бюро и частного кредитного бюро, требует пересмотра для обеспечения более равных условий;
хотя система обеспечения кредитных сделок существует, ее необходимо расширять, особенно в том, что касается движимых активов, таких как дебиторская задолженность (факторинг);
наконец, система урегулирования несостоятельного бизнеса нуждается в совершенствовании для содействия успешной реструктуризации кредитов. Особое внимание следует уделять наращиванию потенциала судебных органов и специалистов по вопросам несостоятельности, а также приведению их в соответствие с международной практикой и пересмотру правовой базы для содействия более эффективному урегулированию проблемных кредитов.
Также ВБ отмечает, что от властей требуется более активная политика в развитии конкуренции на финансовом рынке.
Народный рейтинг банков страны можно посмотреть здесь, а здесь размещены кредитные предложения для бизнеса.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter