Какие направления будут определять дальнейшее развитие финансового сектора РК?
Какие направления будут определять дальнейшее развитие финансового сектора Казахстана, рассказала председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова на IX Конгрессе финансистов Казахстана.
По словам главы финрегулятора, 2021 год стал переломным в развитии финансового сектора. Финансовый рынок вышел на новый этап развития, основанный на высокой конкуренции, использовании передовых финансовых технологий, повышении доступности и инклюзивности финансовых услуг.
По словам Абылкасымовой, с учетом актуальных мировых трендов и вызовов для финансовой стабильности, дальнейшее развитие финансового сектора будут определять следующие приоритетные направления.
ПЕРВОЕ - это обеспечение системной устойчивости банковского сектора
В 2021 году завершено оздоровление банковского сектора от неплатежеспособных банков и исторически накопленных проблемных кредитов.
За последние два года с рынка ушли 5 банков. Всего с 2017 года отозваны лицензии 8 банков, проведена консолидация 3 крупных банков. В целом, за период с 2017 по 2021 год списаны кредиты на 6,6 трлн тенге.
В результате очистки банковского сектора уровень проблемных и реструктурированных кредитов, характеризующих широкое определение NPL, снизился в 4 раза с 40% в 2017 году до 10% к октябрю 2021 года. При этом сам NPL с просрочкой более 90 дней составил 4,3%.
Несмотря на значительное списание неработающих активов с балансов банков, активы банковской системы за последние три года увеличились на 41% и составили 35,6 трлн. тенге.
Проведенный в 2019-2020 годах AQRподтвердил наличие необходимого запаса капитала на системном и индивидуальном уровне.По итогам AQR в 2020 году акционерами банков осуществлена докапитализация банков на 128 млрд тенге, эффект дополнительных провизий и мер по улучшению качества активов оценивается в сумму 600 млрд тенге.
В результате сегодня достаточность капитала банков составляет 25%, что более чем в 3 раза превышает минимальные требования.
Главным итогом AQR стала трансформация ключевых бизнес-процессов банков. Банками реализуются меры по улучшению политик и процедур оценки платежеспособности заемщиков и системы управления рисками. В рамках подписанных с каждым банком Планов корректирующих мер до 2023 года, на 1 октября 2021 года реализовано 46% от общего количества мер.
На системном уровне, для недопущения нарастания новых рисков в банковском секторе, с 2019 года осуществлен переход на систему риск-ориентированного надзора, с применением инструментов мотивированного надзорного суждения.
Ключевым элементом риск-ориентированного надзора выступает надзорная модель SREP, которая оценивает финансовую устойчивость банков и качество системы корпоративного управления.
С 2021 года начата публикация Основных приоритетов надзорной политики на предстоящий год.
1- В 2021 году проводится первая полномасштабная оценка банков по методологии SREP, которая завершится в декабре т.г. путем принятия надзорных решенийи регуляторных мер по устранению нарушений.
В процесс SREP интегрируется два новых инструмента:
· регулярный AQR, который оценивает кредитные риски банков;
· новый элемент AQR – это система надзорного стресс-тестирования, которая учитывает потенциальные риски в условиях кризисных ситуаций.
Впервые АРРФР совместно с Нацбанком разработана концепция и методология надзорного стресс-тестирования, ряд проверочных моделей. В октябре текущего года Агентство приступило к проведению надзорного стресс-тестирования в пилотном режиме.
Начиная с 2022 года инструменты регулярного AQR и стресс-тестирования станут частью ежегодного надзорного процесса.
Наряду с этим, с 2023 года планируется внедрение индивидуальной надзорной надбавки на капиталв зависимости от риск-профиля банка.
2 - Еще одна важная системная задача – это эффективное вовлечение стрессовых активов в экономический оборот.
Для снижения стрессовых активов банков в 2020 году были заключены индивидуальные планы мероприятий по снижению стрессовых активов с 2,7 трлн тенге до 0,9 трлн тенге к 2026 году. На сегодня банками исполнено 47% мероприятий.
Для формирования постоянных механизмов очистки банков от проблемных активов на рыночной основе необходимо создание ликвидного рынка стрессовых активов в Казахстане. Агентством в настоящее время разработан законопроект, который позволит расширить участие частных инвесторов и закрепит рыночный механизм реализации стрессовых активов.Также предполагается введение института сервисных компаний, оказывающих полный спектр услуг по управлению такими активами. Законопроект будет внесен в Парламент до конца 2021 года.
3 - Важным трендом банковского сектора является активная цифровизация банковских услуг. Крупные банки развивают собственные финансовые экосистемы, которые повышают финансовую инклюзию, но и создают новые риски, связанные с ограничением конкуренции и угрозы информационной безопасности. Совместно с Нацбанком Агентством будут разработаны подходы к регулированию финансовых экосистем, обеспечивающие баланс интересов клиентов и финансовых организаций.
ВТОРОЕ. Повышение роли страхового рынка для сбережений населения и защиты от рисков
Страховой сектор демонстрирует стабильный рост страховых премий и высокую финансовую устойчивость. Активы страхового рынка выросли на 64% за последние три года и составили 1,7 трлн. тенге. Только с начала года прирост премий составил 37%.
Росту страхового сектора способствовала цифровизация и внедрение новых технологий. Сегодня все обязательные виды страхования переведены в электронный формат.
Расширены инвестиционные возможности страховых организаций и в 2020 году заключены первые договоры страхования с участием в инвестициях Unit-linked. В накопительном страховании с января 2021 года были введены налоговые льготы по долгосрочным страховым продуктам. Для повышения доступности пенсионных аннуитетов снижена его минимальная стоимость до 40% и внедрен отложенный аннуитет.
В результате, в общем объеме страховых премий, доля добровольного личного страхования увеличилась до 43%.Таким образом, мы наблюдаем рост накопительного страхования жизни как сберегательного инструмента.
Следующей приоритетной задачей для страхового рынка является перевод процесса получения страховых выплат в электронный формат. Для этого будет создана полная и достоверная статистическая база данных в целях качественной оценки рисков по страхователю, обеспечения транспарентности всего процесса от заключения договора до получения выплаты.
Для расширения линейки страховых продуктов предусмотрено создание условий для развития вмененных видов страхования, внедрение новых продуктов по инвестиционному страхованию и страхованию жизни. В обязательном страховании планируется внедрить механизм гибкой тарификации с учетом региональной статистики.
ТРЕТЬЕ. Расширение инвестиционных возможностей на фондовом рынке
За последние пять лет капитализация фондового рынка выросла более чем в три раза, достигнув 47,3 трлн тенге, что составляет 61% от ВВП:
· акции - 28,9 трлн тенге,
· облигации - 14,2 трлн тенге.
В результате проведенной модернизации инфраструктуры фондового рынка в 2021 году, в международных индексах MSCI и FTSE Russel Казахстан обеспечил соответствие основным качественным критериям для категории Emerging Markets MSCI и полное соответствие критериям Secondary Emerging Markets FTSE Russel.
Главным трендом на фондовом рынке стал рост активности розничных инвесторов. В результате внедрения в 2020 году удаленной идентификации, количество физических лиц на фондовом рынке увеличилось до 203 тысяч. С предоставлением в 2021 году банкам права оказывать своим клиентам полный спектр брокерских услуг, мы ждем дальнейший рост в этом сегменте.
Вместе с увеличением числа розничных инвесторов мы столкнулись с необходимостью улучшения механизмов защиты их прав и интересов. В этой связи в периметр регулирования вводятся финансовые посредники. Определена ответственность за качество инвестиционных рекомендаций, изменены подходы по определению риск-профиля инвесторов.
В части регулирования коллективных инвестиций сняты ограничения на допуск фондов рискового инвестирования на биржу. Принятые меры привели к росту активов инвестиционных фондов на 47%с начала года до 627 млрд тенге.
Для стимулирования выхода новых эмитентов на рынок, упрощен их доступ путем оптимизации и сокращения количества разрешительных процедур. Расширена линейка доступных для казахстанских эмитентов финансовых инструментов, включая облигации, предназначенные для частного размещения, инвестиционные облигации, клиринговые сертификаты участия.
Создана нормативная база для выпуска зеленых, социальных облигаций, облигаций устойчивого развития в соответствии с международными стандартами.
Помимо создания рынка для зеленых финансов, Агентством планируется внедрение принципов ESG в деятельность финансовых организаций через их закрепление на нормативном и регуляторном уровне. Принципы ESG будут поэтапно внедрены через раскрытие информации об ESG-рисках, учет в системах управления рисками и корпоративного управления, интеграцию в систему надзора SREPи стресс-тестирования ESG-рисков.
ЧЕТВЕРТОЕ. Увеличение потенциала микрофинансового сектора для кредитования микро- и малого бизнеса
По поручению Главы государства Агентством проведена масштабная работа по введению с 1 января 2020 года в периметр регулирования и надзора всех субъектов микрокредитования.
С 1 января 2021 года введено лицензирование микрофинансовой деятельности, что позволило вывести с рынка недобросовестных участников. Лицензии получили 1064 организаций микрофинансирования, в т.ч. 235МФО, 218 кредитных товариществ и 611 ломбардов.
Для защиты прав заемщиков при выдаче микрокредитов установлены предельный размер долговой нагрузки и предельные ставки вознаграждения. Для борьбы с финансовым мошенничеством проводится обязательная биометрическая проверка либо двухфакторная идентификация клиента.
Кредитный портфель МФО на сегодня достиг 1,3 трлн. тенге, из которых более половины составляют кредиты бизнесу и ИП.
Дальнейшая работа Агентства будет сконцентрирована на исполнении поручения Главы государства по расширению потенциала МФО в кредитовании микро- и малого бизнеса.
Ключевым вопросом увеличения микрокредитования бизнеса является доступ МФО к дешевому фондированию. Для этого рассматривается создание апексной организации, которая сможет привлекать фондирование для МФО и будет упрощен доступ МФО на фондовый рынок.
С целью снижения регуляторной нагрузки будет введено пропорциональное регулирование путем дифференцирования требований к деятельности МФО и кредитных товариществ.
Для развития конкуренции и повышения доступности финансовых услуг будет предоставлена возможность трансформации крупных МФО в банки.
ПЯТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Усиление защиты прав заемщиков и ограничение рисков при кредитовании населения
На фоне восстановления потребительского спроса со 2 квартала 2021 года наблюдается быстрый рост кредитов населению. Если в 1 полугодии рост кредитов физическим лицам составлял 13,6%, то за 9 месяцев он достиг 27,5%.
Ипотечные кредиты также с начала года выросли на 22,6% на фоне реализации льготных ипотечных программ. Несмотря на понижение ставок по ипотечным кредитам, сопутствующий рост цен на рынке недвижимости может снижать доступность жилья для населения.
Такие высокие темпы роста потребительского и ипотечного кредитования несут потенциальные риски для финансовой стабильности могут приводить к росту долговой нагрузки населения. Для сдерживания этих рисков планируется использовать инструменты макропруденциальной политики в зависимости от степени их влияния на закредитованность населения и системную устойчивость финансовых организаций.
В целом для сдерживания роста долговой нагрузки населения в 2020 и 2021 годах реализован ряд мер по защите прав заемщиков на этапе выдачи кредита и в процессе его обслуживания.
Во-первых, введен 50%-й коэффициент долговой нагрузки, который предусматривает, что сумма платежей по всем кредитам не должна превышать 50% от ежемесячных доходов заемщика.
Установлен запрет на предоставление займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума, а также запрет начисления неустойки и комиссий после 90 дней просрочки.
Для дальнейшего контроля долговой нагрузки будет введено требование по предоставлению банками и МФО отчетности о КДН по всем заемщикам.
Во-вторых, при возникновении сложностей с обслуживанием займа, усилена процедура урегулирования просроченной задолженности. В мае 2021 года принят закон, которым предусмотрен единый порядок досудебного урегулирования просроченной задолженности. Порядок введен в действие с 1 октября. Теперь банки и МФО обязаны уведомить заемщика о просрочке, провести оценку его платежеспособности и предложить условия реструктуризации займа.
Введенный Агентством в мае 2021 года механизм реабилитации заемщиков, имеющих негативную кредитную историю, позволил реабилитировать статус 1,9 млн. граждан.
В-третьих, в рамках указанного закона в целях ограничения неправомерных действий коллекторов были ужесточены требования к коллекторам путем установления минимального капитала и обязательной фиксации взаимодействия с заемщиками. С мая прекращена деятельность 33 недобросовестных коллекторов.
В настоящее время разработаны дополнительные предложения по ужесточению регулирования коллекторов. Эти меры предусматривают постепенное повышение минимального капитала, требований к квалификации и деловой репутации работников. Также Генеральной прокуратурой предложено введение административной и уголовной ответственности за незаконные действия коллектора.
Для защиты прав заемщиков в рамках судебного взыскания залогов, по поручению Главы государства, Правительством совместно с Нацбанком и Агентством разработаны законодательные поправки по совершенствованию процедуры исполнительного производства.
Защита прав потребителей финансовых услуг во всех секторах финансового рынка остается ключевым приоритетом деятельности регулятора на предстоящий период.
Фотоскрин: IX Конгресса финансистов Казахстана
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter