Как защитить свои права при ремонте техники
Любую технику нужно регулярно чинить и обслуживать — а потому в одной только Астане на OLX можно найти сотни объявлений по запросу «ремонт бытовой техники». Сложно не потеряться среди такого количества сервисов и мастерских. Как защитить свои права в случае некачественного ремонта рассказывает редакция сайта Мasa.media.
Согласиться на ремонт можно без заключения договора — но юрист Надежда Гельдт советует заключить его в письменной форме, чтобы минимизировать риск и обезопасить себя.
В договоре она рекомендует четко прописать, что именно и за какой срок должен починить мастер, а также какова будет цена ремонта. Можно добавить иные положения, которые клиент и мастер посчитают необходимыми.
Вне зависимости от того, был договор заключен или нет, клиент имеет право на качественный ремонт. Если ремонт был осуществлен некачественно, клиент имеет право предъявить претензии мастеру или мастерской и потребовать возмещения материального и морального вреда.
Если в договоре были прописаны условия гарантии на ремонтируемую технику, то в течение всего гарантийного срока мастер или мастерская обязаны исправлять любые поломки, возникшие в результате ремонта.
Впрочем, даже при отсутствии договора клиент в течение определенного срока — о нем можно договориться с мастером — имеет право на бесплатное устранение любых подобных недостатков или на уменьшение стоимости ремонта.
Что делать, если ремонт оказался некачественным
Если ремонт, по мнению клиента, оказался некачественным, можно напрямую обратиться к мастеру или в мастерскую с претензией, подать жалобу в государственные органы или обратиться в суд.
Первым делом нужно написать мастеру или мастерской письменную претензию. В ней необходимо указать суть проблемы и требование — например, потребовать повторный бесплатный ремонт или оплату ремонта в другой мастерской. Эту претензию можно отнести лично, отправить обычной почтой в качестве заказного письма или же прислать на электронную почту.
Мастер или мастерская должны рассмотреть претензию в течение десяти календарный дней и отправить письменный ответ. В ответе они должны обосновать, почему соглашаются или отказываются удовлетворить требование.
Если мастер или мастерская не ответят на претензию в течение десяти дней, можно будет обратиться в государственные органы — к примеру, подать обращение через eOtinish. Также можно будет написать в Департамент по защите прав потребителей своей области или в Центр защиты прав потребителей своего населенного пункта.
А можно не обращаться в эти инстанции, вместо этого воспользовавшись досудебным урегулированием спора: обратиться в арбитраж, прибегнуть к услугам медиатора или обратиться в общественное объединение потребителей.
В случае обращения к арбитру, клиент и мастерская сами выбирают его. Выполнять эту роль может любое не заинтересованное в деле лицо, соответствующее требованиям законодательства. Гражданство арбитра роли не играет — им может гражданин Казахстана, иностранец или даже человек без гражданства.
Недовольный клиент должен самостоятельно подать иск в арбитраж. Стороны арбитражного разбирательства сами выбирают язык и являются равноправными. Они могут предоставлять документы и доказательства, излагать свою позицию, привлекать экспертов для помощи в споре, знакомиться с протоколом разбирательства, подавать на него замечания в письменном виде и обращаться в суд с заявлением об обеспечении иска.
Любая из сторон может отказаться от участия в разбирательстве. Мастер или мастерская могут подать встречный иск на клиента в тот же арбитраж.
Также спор между клиентом и мастерской или мастером может разрешить медиация. Она всегда проводится добровольно по договору сторон. Стороны могут в любой момент отказаться от нее, увеличить или уменьшить размер своих требований, а также выбрать наиболее оптимальный вариант решения спора. Во время проведения медиации стороны являются равноправными.
Клиент и мастер могут выбрать одного или нескольких медиаторов, включенных в специальный реестр. Об условиях и языке медиации они также договариваются сами. Также они определяют и способ проведения медиации — это могут быть совместные или индивидуальные встречи; переписка; телефонные звонки или звонки через интернет-приложения. Стороны могут также выбрать место для встреч — а медиатор с их согласия определяет дату и время проведения медиации.
Если оптимальное решение спора в итоге было найдено, они должны составить друг с другом договор о медиации в письменной форме.
На случай, если дело все-таки дойдет до суда, Надежда Гельдт советует сохранять переписку и чек об оплате услуг — к примеру, через Kaspi. Также стоит обратиться к нотариусу за услугой «обеспечения доказательств» — только после нее переписку и чек можно будет использовать в суде.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter