prodengi.kz

Статьи

Как защищают казахстанцев от мошеннических займов

107

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) продолжает работу по контролю и надзору за деятельностью финансовых организаций, включая микрофинансовые организации (МФО). По итогам шести месяцев текущего года лицензии добровольно или принудительно прекратили 13 МФО, допустившие систематические нарушения законодательства, включая несоблюдение пруденциальных нормативов и непредставление отчетности Национальному банку. Здесь назовем признаки недобросовестных МФО, и расскажем, как с ними борется АРРФР. 

 

Информация по выявленным у отдельных МФО признакам незаконной предпринимательской деятельности сведения регулярно направляется в правоохранительные органы. 

 

«Кроме того, в случае выявления по результатам анализа регуляторной отчетности и мониторинга поступающих жалоб граждан в деятельности МФО признаков недобросовестных практик по навязыванию платных услуг, назначаются внеплановые проверки, по итогам которых принимаются соответствующие надзорные меры, предусмотренные законодательством», - рассказали в АРРФР.

 

Защита 

 

Для усиления защиты казахстанцев от финансового мошенничества регулятор инициировал инициированы новые поправки. В частности, документ предусматривает следующие положения:

 

устанавливается запрет для банков и МФО на заключение договоров банковского займа (микрокредита) с гражданами, впервые получающими кредиты, без их личного присутствия в отделении кредитора. Это позволит кредиторам идентифицировать личность клиента и убедиться, что заем действительно оформляется по его инициативе;

 

в целях предотвращения оформления мошеннических кредитов уязвимым гражданам вводится требование по выдаче беззалоговых потребительских займов отдельным категориям граждан только после дачи ими согласия на получение займов. Категории граждан (до 21 года и старше 55 лет) и порядок получения согласия будут предусмотрены в нормативном правовом акте уполномоченного органа. При этом, в случае заключения договора онлайн, согласие должно быть оформлено заемщиком в кредитном бюро либо на веб-портале «электронного правительства»;

 

для борьбы с методами социальной инженерии вводится «период охлаждения» при выдаче беззалоговых потребительских займов сроком не менее 24 часов с даты заключения договора займа. По истечении данного срока кредит может быть выдан после предоставления заемщиком согласия на получение займа. В подзаконном акте АРРФР будет определен порядок получения кредиторами согласия заемщика, а также сумма кредита, свыше которой требуется применять «период охлаждения»;   

 

для повышения ответственности кредиторов и защиты пострадавших граждан от фиктивной задолженности предусматривается расширение оснований для внесудебного списания мошеннических кредитов. Так, списанию будут подлежать кредиты, выданные с нарушением требований по:

 

- личному присутствию новых заемщиков в отделении кредитора при заключении договоров займа;

 

- выдаче беззалоговых потребительских займов отдельным категориям граждан без их согласия;

 

- соблюдению порядка «охлаждения» при выдаче беззалоговых потребительских займов.

 

На основании вступившего в законную силу судебного акта списанию будут подлежать мошеннические займы, оформленные вследствие:

 

- незаконного получения и использования третьим лицом идентификационных средств клиента, в том числе при оформлении займа путем использования удаленного управления программным обеспечением дистанционного оказания услуг кредитора;

 

- нарушения кредитором порядка проведения биометрической идентификации;

 

- нарушения кредитором установленных нормативным правовым актом АРРФР требований по выявлению, фиксации и анализу фактов внутреннего и внешнего мошенничества.  

 

в целях противодействия мошенничеству со счетами и платежами, а также повышения эффективности Антифрод-центра расширяется состав его участников, с включением органов национальной безопасности и правоохранительных органов и предусматривается возможность обмена с указанными органами сведениями, защищенными законодательством. Поправками также предусматривается интеграция Антифрод-центра с базой данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи и (или) базами операторов сотовой связи для подтверждения зарегистрированного абонентского номера за абонентом.

 

Банкам и платежным организациям предоставляется право приостанавливать расходные операции по банковскому счету, электронному кошельку при выявлении транзакции с признаками мошенничества, срок блокировки транзакции с признаками мошенничества увеличивается с 3 до 5 рабочих дней.

 

«Важно отметить, что эффективное противодействие мошенничеству требует четкой и слаженной работы всех сторон – как финансовых организаций, так и правоохранительных и иных государственных органов, в том числе финансовых регуляторов. Реализуемые меры направлены не только на снижение количества фактов финансового мошенничества, но и на минимизацию рисков возникновения социальной напряженности среди населения, ставшего жертвами противоправных действий в сфере финансовых услуг», - уточняют в АРРФР.

 

Как мошенники обманывают МФО

 

Одной из распространённых схем является оформление микрокредитов злоумышленниками через удалённое управление мобильными приложениями МФО. В ряде случаев приложения не обеспечивают защиту от несанкционированного доступа: не блокируют вход третьих лиц в личный кабинет клиента, даже при явных признаках вмешательства.

 

«Дополнительным фактором стало ненадлежащее проведение процедуры верификации со стороны МФО. Это включает в себя формальный подход к идентификации личности, проверке подлинности удостоверяющего документа, а также принадлежности клиенту абонентского номера. Также выявлены уязвимости в веб-версиях платформ: отсутствие ограничений на автоматическое сохранение логинов и паролей в браузерах, что позволяет злоумышленникам получить доступ к личным кабинетам граждан при минимальных усилиях», - уточнили в АРРФР.

 

Еще на руку мошенникам играет недостаточный уровень осведомлённости самих потребителей о правилах цифровой безопасности, мерах кибергигиены и способах защиты персональных данных также способствует мошенничеству. Многие клиенты, не подозревая о рисках передают одноразовые коды, устанавливают на свои устройства программы удалённого доступа или переходят по вредоносным ссылкам.

 

Народный рейтинг МФО можно посмотреть здесь. 

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter