Как рекрутеры и маркетологи используют теорию поколений
На самом деле поколенческих теорий и классификаций довольно много. Но наибольшую популярность обрела работа американских ученых — демографа Нила Хоува и историка Уильяма Штрауса, о которой они заговорили еще в 1991 году, когда выпустили книгу «Поколения». Идея проста — происходящие в мире, политике и экономике события напрямую влияют на человека и формируют его личность и поведение, пишет ТАСС.
Людей, переживших один исторический опыт примерно в одном и том же возрасте, можно объединить в одно поколение. Также, кроме исторической общности, представители одного поколения должны разделять общие ценности и самоидентифицировать себя в этом поколении. В итоге Хоув и Штраус насчитали в XX веке примерно шесть таких групп. Наибольшее значение из них сейчас имеют:
беби-бумеры — люди, родившееся после Второй мировой войны в 1943–1963 годах;
поколение X — родились в 1963–1983 годах;
миллениалы (поколение Y) — нынешняя молодежь, родившаяся в 1983–2003 годах;
поколение Z — родились после 2003 года и как поколение еще только формируются.
Чаще всего о поколенческом разделении можно слышать в HR-сфере и маркетинге. Руководитель проектов HeadHunter в соцмедиа, HR-эксперт Елена Лондарь согласилась, что тема сейчас довольно популярная: «Достаточно посмотреть на программы отраслевых конференций и мероприятий, чтобы увидеть, что то тут, то там мелькает история с теорией поколений — и применительно к мотивации, и к найму, и к корпоративной культуре и т.д.»
Екатерина Митрофанова считает, что поколенческая теория действительно может быть полезна при разработке мотивации сотрудников. Например, миллениалам, по ее мнению, стоит позволить одеваться более неформально, работать из дома, общаться с начальством через мессенджеры и ставить им конкретные задачи с ощутимым результатом. Потому что для них важны свобода, самореализация и геймификация процессов. А вот для сотрудников в возрасте 45+ и, скорее всего, имеющих детей, важнее будет стабильность на рабочем месте, прогнозируемость и гарантии.
В маркетинге, по словам эксперта, теория поколений позволяет понять:
Какие образы можно использовать в рекламе и что сейчас релевантно для поколения. Например, для молодежной аудитории компании активно используют актуальные инфоповоды и мемы, отсылки к фем-движению, популярным сериалам и т.д.
Через какие каналы информации лучше всего контактировать. Если более старшие поколения по-прежнему читают газеты и смотрят телевизор, то для коммуникации с молодежью нужно использовать интернет, мессенджеры, приложения для смартфонов.
Где, когда и как покупают товары. Более старшие поколения по-прежнему предпочитают делать покупки офлайн, а вот молодежь все больше переходит в онлайн и хочет, чтобы сервисы были доступны круглосуточно.
Теории охватывают только некоторые факторы
В HeadHunter в свое время развенчали несколько мифов о молодых специалистах. Например, что им нужна особая система мотивации или очень важен баланс между работой и личной жизнью. Так, зарплата оказалась главным мотиватором вообще для всех независимо от возраста. А о важности баланса чаще заявляли старшие сотрудники, у которых, как правило, есть семьи требующие внимания.
А, например, специалисты НИУ ВШЭ в недавнем исследовании пришли к выводу, что у так называемого поколения Z (нынешних подростков) нет ни приписываемой им многозадачности, ни какой-то особенной цифровой грамотности, ни склонности к суицидам. А прагматичность и тягу к простым удовольствиям легко объясняет не поколенческая специфика, а расширяющиеся возможности современного мира.
«Когда мне говорят, что только 20-летние имеют клиповое сознание и восприятие, я не соглашаюсь. Ведь 40-летние воспринимают информацию так же. Ее действительно стало больше, но больше ее стало для всех возрастов», — говорит Марина Львова. Она объяснила, что с точки зрения управления компанией предпочитает делить сотрудников на целевые аудитории по разным признакам: увлечения, наличие/отсутствие детей (дети — наилучшая мотивация, которая позволяет удержать в компании максимальное количество работников), финансовые обязательства, путешествия и т.д. А вот пол и возраст никогда не берутся в расчет — на них обращают внимание только в отчетах для аудиторов. В итоге в HeadHunter сложилось примерно 50 групп, с которыми работает подразделение корпоративных внутренних коммуникаций.
Кроме того, есть базисные вещи, которые никто не отменял при коммуникации с сотрудниками, — безопасность и удовлетворение физических потребностей. Вряд ли, когда человек хочет есть, его будет интересовать самореализация. Так что любую нематериальную мотивацию стоит вводить, только когда работодатель уверен, что он обеспечил базовый уровень безопасности и потребностей работников.
Исследователи Международного университета управленческого развития (IMD) предостерегают от широкого применения теории поколений. Люди учатся и меняются в ходе всей жизни, и поэтому нельзя создать четкую концепцию тех же миллениалов и опираться на нее в стратегически важных решениях. Ведь через десять лет они будут уже другими. Кроме того, есть различия и непосредственно внутри групп поколений.
Брендам тоже советуют ориентироваться на субкультуры, а не на возраст целевой аудитории. Также в рекламе хорошо работает и наоборот — универсальный человеческий опыт, с которым себя могут ассоциировать потребители и в 15 лет, и в 70 лет.
Екатерина Митрофанова резюмирует: «Сама по себе ни одна из имеющихся теорий поколений не дает ответов на все вопросы и не предлагает универсальных инструментов. "Поколенческий код" меняется в течение всей жизни и формируется из того, как новое поколение проживает очередной возрастной этап жизни в конкретный исторический момент. Если понимать, как при этом меняется поведение людей, то можно настроить процессы в обществе и в бизнесе, а также выстроить более прямую и эффективную коммуникацию».
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter