Как работает Закон Мёрфи в бизнесе?
Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, которые можно описать одной простой фразой: «если что-то должно пойти не так, оно пойдет не так». К примеру, вы всю ночь готовили важную презентацию с красивыми слайдами, а уже в зале выяснилось, что проектор не работает. Или поставщики должны были доставить товар, но в последний момент единственную дорогу перекрыли. Всему виной в таких случаях — закон Мёрфи, пишет издание «БКС Мир инвестиций».
Закон Мёрфи — это не закон в привычном понимании. У него нет никакой доказательной базы, скорее это постулат, применимый ко многим жизненным ситуациям, который гласит: «если что-то может пойти не так, оно пойдет не так» («Anything that can go wrong will go wrong»).
Однако у этого феномена все же есть история. Закон Мёрфи появился в 1940-е годы в США, а его автор — военный Эдвард Мёрфи, который в то время служил на базе ВВС. По легенде, оценивая работу одной из лабораторий, где сотрудники неправильно установили пропеллер, который в результате начал вращаться не в ту сторону, Мёрфи воскликнул: «Если существуют два способа сделать что-либо, причем один из них ведет к катастрофе, то кто-нибудь изберет именно этот способ».
Эта фраза понравилась его руководителю и военному врачу Джону Стэппу, который после окончания работы заявил журналистам, что их выдающиеся показатели безопасности в этом проекте были достигнуты благодаря твердой вере в «закон Мёрфи» и их огромному желанию обойти его. Так выражение попало в прессу и быстро стало крылатым.
Американский писатель Артур Блох в 1977 году опубликовал книгу — «Полное собрание законов Мёрфи». В ней он собрал многие вариации этого феномена и его последствия. По сути, этот закон можно применить ко всем сферам жизни: как к бытовым и личным, так и к профессиональным.
Как это работает
Самый известный пример закона Мёрфи привел сотрудник Научной службы Редингского университета Пол Сопер — тот самый эксперимент с бутербродом с маслом, падающим на пол со стола. Он уверен, что закон нельзя ни доказать, ни опровергнуть, поскольку любые попытки проверить его обречены на неудачу.
«При падении бутерброды приземляются маслом вниз примерно в 50% случаях. А закон Мёрфи и опыт предполагают, что он должен приземляться так значительно чаще. Тем не менее это можно считать доказательством, поскольку тот факт, что предполагаемые экспериментальные результаты значительно отклоняются от ожиданий, говорит о том, что на них [результаты] что-то влияет», — написал он.
Некоторые считают, что закон Мёрфи существует лишь в наших головах, поскольку мы гораздо лучше запоминаем необычные события, когда что-то идет не так, чем рутину. Тем не менее люди постоянно сталкиваются с подобной «несправедливостью», к примеру, когда дождь идет ровно после того, как человек помыл машину, или же на свободной дороге внезапно собирается пробка именно в тот день, когда вы куда-то опаздываете.
В бизнесе подобные инциденты тоже случаются постоянно:
• В 2000 году во время самой массовой распродажи «Черная пятница» интернет-магазин Amazon столкнулся с серьезными техническими проблемами. Из-за ошибки в системе некоторые категории товаров оказались недоступными для покупателей. Из-за этого показатели продаж в этот день оказались значительно ниже, чем предполагалось.
Конечно, в таких случаях необходимо тщательно проверять системы перед запуском. Однако, по закону Мёрфи, ошибки все равно случаются.
• В марте 2011 года на Японию обрушились землетрясение и цунами, в результате все 17 заводов Toyota в стране были вынуждены приостановить производство. Причиной такого решения стали сбои в поставках и производстве, что привело к колоссальным убыткам. Также работу остановили предприятия в Юго-Восточной Азии и США.
Уже к сентябрю 2011 года Toyota объявила о восстановлении производства. При этом компания сделала выводы из ситуации и разработала распределенную систему поставок, чтобы снизить последствия подобных катастроф в дальнейшем.
• В 2007 году на презентации первого iPhone устройство сломалось прямо в руках у Стива Джобса в самый ответственный момент. Эта ситуация могла бы стать настоящим провалом, однако глава Apple подготовился к такому повороту событий, достал запасной телефон и продолжил свою речь.
Как избежать влияния закона Мёрфи
По сути, закон Мёрфи не означает, что случится худший возможный сценарий. Однако он напоминает о том, что произойти может всякое. И если человек это понимает, то можно избежать негативных последствий, заранее продумав все возможные варианты.
Вот несколько советов:
• Планируйте заранее
Если впереди предстоит важное выступление или же ваша компания собирается запустить крупный проект, составьте план действий. Причем его нужно прописать, а не оставить где-то в голове, поскольку велик риск о чем-то забыть. В процессе отмечайте завершенные пункты и переходите к следующим.
• Оценивайте риски
Всегда помните, что произойти может все что угодно. Поэтому чем больше вариантов того, что может пойти не так, вы оцените, тем меньше вероятность провала.
Допустим, если речь идет о презентации, подготовьте раздаточные материалы на случай поломки проектора. Если заказчик ждет от вас товар, поставьте доставку на пару дней раньше. А на случай поломки гаджета в самый важный момент, как было у Стива Джобса — обязательно держите в кармане запасной.
• Тестируйте процессы и системы
Так вы сможете заранее выявить слабые места, которые могут в дальнейшем оказаться причиной проблем. К примеру, перед запуском продукта стоит в ограниченном масштабе провести тестирование электронной платформы, где будут идти продажи, чтобы убедиться в отсутствии сбоев.
• Обучайте сотрудников
Человеческий фактор часто становится причиной неурядиц. Однако если ваши работники будут разбираться в процессах и понимать, как и что работает, это поможет свести риск к минимуму.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter