menu

Личные финансы

Как перестать перерабатывать и начать жить

755

Переработки никому не нравятся, но при этом считаются почти нормой. Статья на сайте HeadHunter объясняет, что вынуждает нас работать больше, как перестать это делать. 

 

На самом деле постоянные переработки способны только навредить карьере, так как они ведут к чрезмерному утомлению. Согласно психологии труда, утомляться — это совершенно нормально, если вы компенсируете усталость отдыхом, сном, ресурсным времяпровождением. Но если отдыха недостаточно, то утомление накапливается, становится хроническим, что приводит уже к переутомлению. Тут-то даже длительный отдых не спасёт, может потребоваться лечение. Утомлённый человек не может эффективно справляться с деятельностью, к тому же вынужден регулярно брать «больничный».

 

Поэтому гораздо лучше заниматься профилактикой переработок. Поговорим о том, что чаще всего их вызывает.

 

Вы не успеваете закончить работу в срок

 

Срыв дедлайнов с ночными посиделками в офисе иногда случается по причине прокрастинации: оттягиваете все дела до последнего, делаете долго то, что могли бы сделать быстрее. «забываете» какие-либо поручения. Пьерс Стил, автор теории временной мотивации, провёл исследование, в результате которого выяснил, что 15–20% взрослых людей страдают от прокрастинации, при этом 95% из них знают о своей проблеме и хотели бы с ней справиться. Но как — не знают. Стил также убеждён, что прокрастинация всегда связана с чувством вины, тревогой и другими неприятными переживаниями и эмоциями.

 

Чего уж точно не стоит делать, если вы обнаружили в себе прокрастинатора, так это ругать себя. Некоторые исследователи считают, что откладывание задач на потом оправдывается снижением отрицательных эмоций, которые могут сопровождать работу над этими задачами. Поэтому прежде всего стоит обратиться к своим чувствам и желаниям, чтобы понять, в чём кроется главная причина вашей прокрастинации.

 

Возможно, вам банально не подходит ваша работа, должность. Вы очень устали и поэтому не можете заставить себя совершить очередной трудовой подвиг. У вас есть страх неудачи или несовершенства. Конечно, можно заставить себя «делить слонов на лягушек», чтобы справляться с работой, тем более что информации о тайм-менеджменте в свободном доступе довольно много. Только если причины психологические, наверняка сложности распространяются не только на работу, но и на другие дела (домашние или учебные). Стоит задуматься об изменении привычек, образа жизни: с этим больше поможет профессиональный психолог, чем статьи от гуру тайм-менеджмента.

 

Вам трудно сказать нет

 

У коллеги заболел ребёнок, половина отдела в отпусках, а у племянника руководителя внезапно свадьба, которую он никак не может пропустить... Это вовсе не значит, что вам нужно брать на себя обязанности других и помогать им с задачами. Если же вы привыкли прикрывать коллег в подобных ситуациях, тогда у нас плохие новости: вы не можете сказать нет, хотя совершенно не обязаны тратить внерабочие часы на «спасение» бизнеса. Пожалуй, это наиболее быстрый путь к профессиональному выгоранию и росту внутреннего негатива к компании.

 

Поверьте, быть «выручалочкой» — не значит быть хорошим сотрудником. Когда на вас с радостью рассчитывает вся компания, есть опасение, что вас попросту не уважают, а видят в вас гиперответственного чудака, на которого очень легко сбросить работу. Завоевать настоящее уважение коллег можно, только отстаивая свою позицию. Так как выполнение дополнительной работы, которая не была запланирована непосредственно вами, — это проявление неуважения к собственному труду, времени и, конечно, себе самому. Хотя может показаться, что если вы откажете коллегам, то про вас плохо подумают и ваша репутация в компании пострадает.

 

Американский психолог Тара Бейтс-Дюфорт считает, что в неумении отказывать кроется убеждение в готовности всех людей служить общему делу в ущерб собственным интересам. На самом деле такой нормы не существует. Поэтому самое время обратиться к себе и начать выбирать себя и свою жизнь, отстаивать свою точку зрения. Если вы на самом деле не хотите помогать коллегам с их работой, вы легко можете этого не делать — у вас есть на это полное право. Точно так же у коллег есть полное право обижаться на вас, злиться или расстраиваться на ваш отказ, но за эти реакции вы всё равно не можете нести ответственность. А свободные вечера, которые можно посвятить себе самому и близким вместо сверхурочного бесплатного труда, бесценны!

 

Работодатель вами манипулирует

 

Случается так, что начальство просит поработать дополнительно «ради блага компании», уговаривает выйти в выходной, даёт поручения, которые не входят в ваши основные обязанности. Обычно работники всё же берутся за дополнительную работу из-за страха перед руководством, хотя делать это необязательно. Конечно, бывают разные ситуации: компания предлагает компенсацию за переработки, даёт дополнительные выходные. Но если работать сверх меры приходится систематически — под давлением или просто за похвалу, стоит задуматься: вы действительно готовы это терпеть и тратить на это по несколько часов собственной жизни?

 

Неготовность сменить рабочую обстановку на более благополучную говорит о неуверенности в себе. При этом руководитель, привыкший манипулировать на страхе подчинённых, чувствует собственное превосходство и активно пользуется своей властью. Как считает профессор психологии Юрий Щербатых, посвятивший ряд трудов страхам, страх перед шефом — типичный вид социального страха, и важно найти способ с этим страхом справляться.

 

В этой ситуации может помочь понимание, что руководитель — тоже человек со своими проблемами. И если он позволяет себе идти на манипуляции и давление, то ему можно только посочувствовать. Когда вам удастся хотя бы пару раз спокойно аргументировать отказ от неоплачиваемой переработки, то, скорее всего, вас перестанут просить о сверхурочной работе.

 

Фото из открытых источников 

 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter