Как изменится регулирование финансового сектора
Впервые проведено стресс-тестирование климатических рисков. Результаты показали, что климатические риски влияют на качество кредитного портфеля из-за высокой зависимости экономики от нефтяного сектора и углеродного производства. Об этом рассказали в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
Принципы Базельского комитета являются основополагающим руководством для надзорных органов для обеспечения устойчивости банковской системы и защиты интересов вкладчиков. Итоги оценки соответствия принципам показали, что банковское регулирование и надзор в Казахстане в полной или значительной мере соответствуют 22 из 29 Базельских принципов. Несоответствие Базельским принципам не выявлено.
До конца 2024 года агентство планирует ввести новый пруденциальный норматив – коэффициент левериджа на уровне 3%, который измеряет отношение основного капитала банка к его совокупным активам.
В рамках одного из принципов по кредитному риску рекомендовано ограничить максимальную сумму потребительского займа. Данная рекомендация реализована в рамках принятого в июне.
В 2024 году совместно с Министерством финансов РК и Национальным банком планируется разработать законодательные поправки по сокращению сроков банкротства и приведению защиты залоговых кредиторов в соответствие с международными стандартами. Разработаны поправки, направленные на расширение участия банков второго уровня в системе жилищных строительных сбережений.
В рамках направления по развитию рынка капитала эксперты отметили устойчивость инфраструктуры локального фондового рынка, включая торговую, расчетно-клиринговую систему и системы номинального держания.
Текущими приоритетами развития банковского сектора являются либерализация требований для привлечения иностранных банков, развитие синдицированного кредитования, цифровизация и конкуренция.
Инициативы по развитию микрофинансового рынка включают внедрение пропорционального регулирования субъектов микрофинансирования, улучшение системы управления рисками и корпоративного управления, а также введение института саморегулирования.
Планируется снизить пороговые значения требований к размеру активов иностранного банка для открытия филиала с 20 до 10 млрд долларов США, а также предоставить филиалам иностранных банков право на осуществление операций по обмену иностранной валюты, кастодиальной деятельности и деятельности трансфертного агентства.
Для развития исламского финансирования в 2024 году планируется разработать законодательные поправки по развитию исламского банкинга. Поправки предоставят возможность осуществления исламского финансирования классическими банками через так называемые «исламские окна». Это позволит банкам предлагать продукты и услуги, соответствующие принципам шариата наряду с традиционными банковскими услугами.
В качестве дополнительной меры ограничения чрезмерного роста долговой нагрузки законодательно вводится понятие потребительского кредита. На подзаконном уровне будет определена максимальная сумма потребительского кредита.
В целях снижения ставок вознаграждения по банковским займам и микрокредитам законом устанавливается требование по соблюдению банками и МФО предельного значения ГЭСВ, размер которого будет определен совместным актом Национального банка и АРРФР.
С первого сентября вступает в силу запрет на выдачу кредитов физическим лицам без согласия их супругов. Это нововведение направлено на защиту интересов семей и предотвращение необдуманного взятия крупных потребительских кредитов одним из супругов. Минимальный размер кредита, при котором требуется получение согласие супруга, а также порядок получения согласия будет определен нормативным актом Агентства.
Микрофинансовый сектор является важным источником финансирования бизнеса, в особенности в сельской местности. В 2023 году активы микрофинансового сектора выросли на 21,0% – до 2,6 трлн тенге, микрокредиты субъектам бизнеса на 13,8% – до 1,3 трлн тенге. Внедрены принципы пропорционального регулирования – в два раза снижено риск-взвешивание кредитов бизнесу, отменено требование по расчету долговой нагрузки для кредитных товариществ, исключены требования к собственному капиталу и левериджу для ломбардов.
В ноябре 2023 года зарегистрирован апексный фонд для расширения источников фондирования кредитных товариществ. В настоящее время ведется работа по внедрению института саморегулирования с целью повышения конкурентоспособности, качества предоставляемых финансовых услуг, а также оптимизации контрольно-надзорных функций регулятора.
Планируется поэтапное внедрение системы риск-ориентированного надзора путем установления требований к системам управления рисками и корпоративного управления МФО, разработки модели риск-профиля МФО, на основании которого будет устанавливаться интенсивность и глубина надзорных мер.
Фото Максима Золотухина
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter