menu

Банки и финансы

Как изменится пенсионная система РК

472

Группа казахстанских экспертов, стоявших у истоков формирования финансового рынка и накопительной пенсионной системы в республике Григорий Марченко, Ораз Жандосов, Болат Жамишев, Кадыржан Дамитов, Анвар Сайденов, Елена Бахмутова разработали и направили на рассмотрение Главе государства ряд предложений по повышению финансовой устойчивости и адекватности пенсионной системы Казахстана, сообщает пресс-служба ЕНПФ.

 

Исходя из международного опыта стран с передовыми пенсионными системами, эксперты предложили системные меры по обеспечению адекватности казахстанской пенсионной системы, в том числе: усилить государственный компонент многоуровневой пенсионной системы через укрепление базовой пенсии. Это особенно важно с учетом постепенного снижения величин солидарной пенсии у выходящих на пенсию граждан, которые имеют все меньше сформированного ими трудового стажа до 1998 года. 

 

При этом в целях недопущения обесценения стоимости государственных пенсий пенсионеров относительно трудовых доходов работающего населения предложено определить минимальную заработную плату (МЗП) как единый минимальный социальный показатель для прогнозирования и расчета всех пенсионных выплат в пенсионной системе. Такой подход соответствует международной практике построения устойчивой параметризации пенсионных выплат. Поэтапный переход на использование размера МЗП обеспечит более адекватные пенсии по сравнению с использованием размера прожиточного минимума.

 

Учитывая, что Казахстан является социально-ориентированным государством, на фоне постепенного снижения солидарных пенсий необходимо стабилизировать и поддерживать расходы госбюджета на госпенсию не ниже 3% ВВП (что соответствует уровню 3-4% ВВП по таким странам ОЭСР, как Австралия, Мексика, Чили и др., где также функционирует накопительная пенсионная система) путем соразмерного повышения адекватности размеров базовой пенсии. В результате с ростом экономики и ВВП страны будет соответствующе расти уровень госпенсии (благосостояния пенсионеров) и сохраняться уровень гос. расходов на пенсионное обеспечение из бюджета.

 

Продолжить развитие накопительного компонента пенсионного обеспечения путем: 

 

а) повышения объемов накоплений на индивидуальных пенсионных счетах и обеспечения пожизненности пенсионных выплат из накопительной системы; 

 

б) стимулирования охвата и роста участия занятого населения в накопительной пенсионной системе (полноты и регулярности уплаты пенсионных взносов); 

 

в) повышения эффективности инвестиционного управления пенсионными активами, направленного на рост уровня реальной (т.е. превышающей инфляцию) доходности в долгосрочной перспективе.

 

Для этих целей предлагается введенные с 2024 года обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР), отчисления которых к 2028 году достигнут 5% от дохода работника, направить:

 

- в размере 4% - на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков (по аналогии с 10% обязательными пенсионными взносами (ОПВ) самого работника) для обеспечения адекватности роста их индивидуальных сбережений (с учетом актуарных расчетов ОЭСР);

 

- в размере 1% - на счет гарантирования пожизненности выплат для финансирования пожизненных выплат из накопительной пенсионной системы в случае исчерпания получателем своих пенсионных накоплений.

 

Для повышения охвата накопительной пенсионной системой всех слоев занятого населения, включения в нее самозанятых, неформально занятых граждан, эксперты предлагают рассмотреть возможность государственного софинансирования обязательных пенсионных взносов физических лиц, не имеющих постоянного работодателя, но которые имеют трудовые доходы и регулярно (не менее 12 раз в год с дохода не менее одного МЗП самостоятельно делают пенсионные взносы. Как показывает международная практика, это способствует постепенному выходу «из тени» таких работников, прозрачности их доходов, росту налоговых поступлений. Участие в пенсионной системе также обеспечит формирование ими трудового стажа, используемого для расчета базовой пенсии, и пенсионных накоплений для накопительной пенсии.

 

Также сформирован ряд рекомендаций по повышению эффективности управления пенсионными активами для Национального Банка и управляющих инвестиционным портфелем (УИП) с учетом международной практики:

 

- возможность таргетирования доходности в долгосрочной перспективе (за исключением кризисных периодов) по внешним и внутренним пенсионным активам;

 

- поэтапное повышение доли валютного портфеля (с учетом международной практики и постепенного роста объема пенсионных активов);

 

- менее консервативное инвестиционное управление (в целях повышения доходности): по внешним активам – инвестиции в растущие активы;

 

по внутренним активам – поэтапное снижение доли инвестиций в ГЦБ и ценные бумаги квазигоссектора и повышение инвестиций в экономику через надежные корпоративные ценные бумаги;

 

- введение мультипортфельного управления с правом самостоятельного выбора вкладчиками одного или нескольких портфелей с разными инвестиционными стратегиями от управляющих компаний (в целях развития конкурентного рынка управления и учета интересов вкладчиков).

 

Фото Максима Золотухина 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости